қазақша · русский · english
   
  Негізгі бет / Хабарландыру
21.10.2013

В Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоится защита диссертации на соискание ученой степени доктора философии PhD Баженовой Эльмиры Даулетхановны на тему: «Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях» по специальности 6D010300 - Педагогика и психология.

 

Научные консультанты:

Э.А.Урунбасарова  - доктор педагогических  наук, профессор КазНПУ имени Абая.

В.Н. Гуляев -  доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Военного Университета  Министерства Обороны РФ.

 

   Диссертация выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Язык защиты - русский.

 

Рецензенты:

Серик Меруерт - доктор педагогических наук, профессор ЕНУ им.Л.Гумилева

Кунакова К.У- доктор педагогических наук, проректор КазУМОиМЯ им. Абылай хана.

 

Защита состоится 21 ноября 2013 года, в 10.00 часов в Диссертационном совете «6D010000- Образование» при КазНПУ имени Абая.

Адрес:050010, г.Алматы, ул. Джамбула 25, 2 этаж, конференц-зал.

адрес сайта -www.kaznpu.kz

 

Аннотация

Баженова Эльмира Даулетхановна

Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях

Актуальность исследования. В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства говорится о том, что  
«Состоявшийся Казахстан - испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета».  В Государственной  программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы  ставятся такие задачи, как: «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики,  достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни. Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны».

Присоединение Республики Казахстан к Болонской декларации острее обозначает задачи, стоящие  сегодня перед системой казахстанского высшего образования. Одна из них - обеспечение ее привлекательности, которая влияет на академическую мобильность обучающихся, на выбор ими учебного заведения, страны для получения нужного диплома.

Развитие академической мобильности обучающихся  и преподавателей, как один из инструментов Болонского процесса, открывает новые возможности не только для самого образования, но также для формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства.

Анализ актуальности проблемы приводит к необходимости разрешения следующего противоречия:  между осознанной необходимостью развития академической мобильности обучающихся для успешной интеграции в мировое и общеевропейское образовательное пространство и  недостаточным  в педагогической науке Казахстана теоретическим и опытно-экспериментальным  обоснованием ее основных положений

Актуальность рассматриваемой проблемы и приведенное противоречие определили тему исследования: «Развитие академической мобильности обучающихся в современных условиях ».

Объект исследования: целостный образовательный процесс вуза.

Предмет исследования: процесс развития академической мобильности обучающихся.

Цель исследования: теоретическое  и опытно-экспериментальное обоснование развития академической мобильности обучающихся в современных условиях.

Задачи исследования:

1.Уточнить сущность и содержание академической мобильности обучающихся в современных условиях.

2.Проанализировать тенденции  развития  академической мобильности обучающихся в странах Европы, РФ и РК.

3.Разработать модель развития  академической мобильности обучающихся.

4.Провести опытно-экспериментальную работу и разработать рекомендации по развитию академической мобильности обучающихся.

Методы исследования: методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, социологической, педагогической, психологической и методологической литературы; сравнительный анализ национальных и мировых нормативных документов развития и реформирования высшей школы; определение, классификация, проектирование и моделирование; экспериментальные методы: эксперимент;  методы обработки данных: качественный и количественный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

 - Уточнено понятие «академическая мобильность обучающихся» в результате сравнительного анализа данной категории в современной литературе как «это перемещение обучающихся на определенный академический период в другое  высшее учебное заведение  с целью получения образования и выполнения относящихся к нему видов деятельности, в результате которой происходит развитие  мотивации  достижения, направленности деятельности на развитие самоуправления и адаптивности в различных ситуациях общения, самоактуализации, способности к самоопределению в построении профессиональной деятельности и осуществлении рефлексии  обучающихся».

- Рассмотрены тенденции   развития академической мобильности обучающихся в странах Европы, РФ и РК.

- Разработана модель развития академической мобильности обучающихся в соответствии с документами, принятыми в свете Болонского процесса в РК.

- Разработаны рекомендации по развитию академической мобильности обучающихся в  современных условиях.

Практическая значимость исследования. Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию академической мобильности обучающихся, результаты которой могут быть использованы в системе подготовки  и повышения квалификации преподавателей и работников вузов при проведении дальнейших исследований магистрантами и докторантами в вузах; разработаны рекомендации по  развитию академической мобильности обучающихся в современных условиях.

 

Аннотации

Диссертация