қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
09.11.2017

Такир Балыкбаев: «В подходах российского и казахского образования есть серьезные расхождения, но сотрудничеству это не мешает»

 

 

В время форума ректоров университетов России и Казахстана, который состоялся в Челябинске 8 ноября, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) подписал меморандумы о сотрудничестве сразу с шестью педвузами соседней республики. Крупнейший из них - Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Алма-Ата). Ректор КазНПУ Такир Балыкбаев рассказал корреспонденту «ЮП», чего ожидает высшая школа Казахстана от сотрудничества с российскими коллегами.


- Такир Оспанович, по каким направлениям вы планируете работать с ЮУрГГПУ в рамках меморандума?

- В первую очередь это подготовка кадров. То есть наши студенты смогут проходить стажировки в Челябинске в рамках академической мобильности, а учащиеся ЮУрГГПУ - слушать отдельные курсы у нас. Второе - это совместная исследовательская работа наших преподавателей и студентов. Здесь я ожидаю появления серьезных наработок, потому что наш вуз является одним из ведущих исследовательских центров и располагает большими возможностями в этом плане. И третье направление - это повышение квалификации и переподготовка учителей, педагогов наших университетов.

- Видимо, образовательные системы наших стран имеют достаточно много общих черт, раз возможен такой обмен опытом между его педвузами. Это так?

- Во-первых, корни-то у нас действительно общие - из Советского Союза. Второй момент:  да, в последние годы мы свои образовательные программы разрабатывали в рамках собственных образовательных стандартов, но когда мы будем тесно работать друг с другом, то как раз приведем их в соответствие, для того чтобы не было серьезных трудностей в плане подготовки. Чтобы какая-то часть наших образовательных программ учитывалась друг у друга. В принципе, такая практика сейчас есть в вузах многих стран мира, и мы приходим к тому же.

- Каковы основные отличия образовательных систем наших стран, которые появились за те 25 лет, что они развивались параллельно друг другу?

- Расхождения есть, и достаточно серьезные. В первую очередь они связаны с общими вещами. Например, в России двухступенчатое образование, а у нас трехступенчатое: бакалавриат, магистратура и PhD (сокращение от Philosophy Doctor - ученая степень, присуждаемая в основном в странах Запада. - Прим. ред.). В России до сих пор готовят кандидатов и докторов наук, мы же от этого отказались еще семь лет назад.

Такие отличия - это нормально, ведь каждое государство самостоятельно определяет политику в области образования и научных исследований. Но это вовсе не мешает сотрудничеству, потому что отличия носят системный характер, а в плане содержания мы находим много точек соприкосновения и получаем общие результаты.

- Как считаете, чем могли бы поделиться друг с другом педагоги России и Казахстана?

- Здесь очень много разных направлений. Мы в Казахстане, например, в течение последних нескольких лет переходим на новое содержание среднего образования. Это содержание ориентировано, в частности, на функциональную грамотность и трехязычие, и в этом плане у нас есть достаточно серьезны наработки, которыми можно было бы поделиться. Кроме того, чисто в области педагогической науки есть множество направлений, где нам тоже есть о чем рассказать коллегам. Например, у нас очень серьезно развиваются не только общая педагогика, но также методика преподавания отдельных дисциплин и некоторые вещи, связанные с инклюзивным образованием и дефектологией. Здесь у нас есть как научные, так и практические наработки. Я думаю, в ходе совместной работы мы найдем и много других точек соприкосновения.

- Инклюзия - это как раз то, что сейчас актуально для российского образования.

- Это важная тема для многих стран. У нас в этом плане есть определенные успехи, в том числе проекты для сельских школ. Мы с радостью поделимся своим опытом.

 

Автор: Руслан Сафин

09.11.2017г.

Источник: up74.ru



349

Вернутся назад

 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler