қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
06.12.2018

Обсуждение программной статьи «Семь граней Великой степи»

 


 

- Впервые в 2015 году Нурсултан Назарбаев в ходе общенационального телемоста заявил о необходимости создания бренда Казахстана как Страны Великой степи. «Начинаю думать над вопросом: например, Япония называется Страной восходящего солнца, Корея - Страной утренней свежести, Нидерланды - Страна тюльпанов, Китай - Поднебесная империя. Мы - Страна Великой степи», - сказал тогда Нурсултан Назарбаев.


Это предложение Президента помимо имиджевой задачи создания узнаваемого бренда содержало и идеологический потенциал, который раскрывается уже в программной статье «Семь граней Великой степи». Само название статьи и ее первая глава отчетливо показывают, что в идеологическом дискурсе Казахстана центральную роль начинают играть пространственно-временные маркеры нации. Мера всех вещей и мера всех событий нашей истории - идеологемы пространства и времени предполагают конструирование и реконструирование индикаторов, соответствующих современному моменту и определяющих место предков казахов в истории человеческой цивилизации.


Елбасы в духе исследователя культур, антрополога системно разворачивает всадническую культуру кочевых народов, породившую могущественные империи своего времени с их технологическими новшествами, древней металлургией и эстетикой звериного стиля, с Золотым человеком.


Оперируя всей совокупностью этнических характеристик (территория, история, язык, религия), каждая из которых охватывает некое поле будущего моделирования нации, Нурсултан Назарбаев делает акцент на тюркской идентичности. Пространственные идеологемы напрямую связаны с историей тюрков и цивилизующим воздействием средневековых городов. «История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй. На протяжении многих веков они последовательно сменяли друг друга, оставив свой значительный след в экономическом, политическом и культурном ландшафте средневекового Казахстана», - пишет Елбасы.


«С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй» - посыл этого вербального построения Президента, как мне кажется, включает в себя обновленное освоение пространства (топоса) и нацеленность на ресакрализацию ойкумены - места обитания народа.


Представленные во второй части статьи конкретные социокультурные, научно-академические программы и проекты «Архив-2025», парк-энциклопедия «Великие имена Великой степи», деятельность по созданию и распространению научно-популярной серии «Выдающиеся личности Великой степи - Ұлы Дала тұлғалары», проект «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», дни культуры тюркских этносов, Музей древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала», «Антология степного фольклора» и т. д. - новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру».


Имидж-название «Страна Великой степи» предъявляет всем гражданам современного Казахстана требование трансформировать идеологему в мечту с дальнейшим превращением ее в реальность. Задан новый дискурс и новый ассоциативный ряд, связанный со словосочетанием «Великая степь». Это символическое переосвоение пространства сквозь историческую ретроспективу. Президент страны дал новый толчок к тому, чтобы многие современные казахстанцы идею «Ұлы Дала Елі - Страна Великой степи» начали раскрывать во всей своей глубине.

 

Автор: Актолкын Кулсариева,

доктор философских наук, профессор, проректор КазНПУ имени Абая

06.12.2018 г.

Источник: vecher.kz