|
Научно-инновационный парк «Abai LABS» | |
Международная научная лаборатория ИКТ
Заведующий лабораторией - Бидайбеков Есен Ыкласович, доктор педагогических наук, профессор.
Международная научная лаборатория ИКТ функционирует с начала 2018 года. Основной задачей ее деятельности является осуществление научно-исследовательской работы в целях:
- Участия в проектах глобализации педагогического и инженерного образования в условиях информатизации общества, разработки проблем информатизации естественнонаучных направлений подготовки обучающихся педагогических и технических образовательных организаций высшего образования, создания - интеллектуальных образовательных систем и ментальных дидактик; - Развития теории и практики электронного образования; - Разработки современных образовательных технологий; - Организации взаимодействия с ведущими зарубежными научными центрами для проведения совместных научных исследований и реализации образовательных проектов.
Для реализации поставленных задач Лаборатория выполняет следующие функции:
1) Проведение прикладных и фундаментальных научных исследований, экспертиз, консультаций в области информатизации образования, теории и практики современных образовательных технологий, в целях укрепления и расширения позиций Университета на международном и национальном рынках образовательных, научных и консультационных услуг;
2) Разработка новых и модернизация существующих образовательных программ, а также образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, в целях повышения уровня их информатизации, включения в них элементов теории и практики современных образовательных технологий;
3) Привлечение обучающихся Университета и иных образовательных организаций к проведению и участию в работе научных семинаров и конференций, к научным исследованиям, проводимым Лабораторией, в целях прохождения обучающимися практик, выполнения ими курсовых и выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований;
4) Организация и проведение научных конференций, совместных семинаров/вебинаров, подготовка и организация научных публикаций;
5) Организация и проведение международных экспертиз результатов научных исследований и учебных программ по научной тематике.
В рамках международного сотрудничество организованы и проведены научно-исследовательские семинары/вебинары с вузами-партнерами и другими зарубежными вузами:
1. Республиканский научно-методический семинар «Состояние и перспективы подготовки учителей информатики в Республике Казахстан». Обсуждались вопросы о содержании предметов информатики и ИКТ в современной школе, об актуальных проблемах подготовки учителей информатики в современном образовательном пространстве и использовании цифровых образовательных ресурсов в подготовке будущих учителей информатики. 25-26 апреля 2019 года. 2. 17 января 2020 года в Институте цифрового образования Московского городского педагогического университета состоялся III Международный российско-казахстанский научный семинар «Цифровой университет: международная глобализация педагогического образования». Соорганизаторами выступили Международная научная лаборатория проблем информатизации образования и образовательных технологий КазНПУ имени Абая и Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева. Семинар был посвящён обсуждению особенностей и перспектив создания и комплексного использования цифровых технологий для развития всех видов деятельности современного педагогического вуза. 3. Международный научно-методический вебинар-круглый стол «Разработка системы подготовки педагогов к обучению и воспитанию школьников в условиях цифровизации общества». Цель - с учетом менталитета молодежи и на основе анализа новых цифровых технологий в эпоху их повсеместного использования создать и апробировать модельную для республиканских педагогических вузов систему подготовки будущих учителей к обучению и воспитанию школьников в условиях цифровизации общества в РК. 28-29 апреля 2021 года.
В 2019 году на основе договора о сотрудничестве в сфере образования с КГПУ имени В.П.Астафьева (Россия, Красноярск) была разработана двухдипломная программа магистратуры - «44.04.01-Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Технология цифровизации образовательной деятельности» (с применением сетевой формы).
Международной научной лаборатории ИКТ организованы курсы зарубежных лекторов для магистрантов, докторантов и преподавателей университета: профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Московского педагогического государственного университета Л.Л.Босовой с 15.04. по 7.04.2019 «Методика обучения школьной информатике в условиях цифровизации образования» (объем 72 ч.), начальника Департамента информатизации образования Московского городского педагогического университета, профессора В.В.Гриншкуна - с 02.04. по 12.04.2022 «Методика обучения будущих учителей информатики операционным системам в условиях цифровизации образования».
В рамках лаборатории осуществлялись следующие проекты:
1) №AP05133502 «Образовательная кластерная платформа «Мега-класс» в подготовке учителя в условиях глобализации образования» (Грант МОН РК, договор № 200 от 16 марта 2018 г. Доп. согл. № 2 от 10 января 2019 г.).
2) Проект «Цифровизация учебных и вычислительных алгоритмов».
3) Международный проект «Разработка системы подготовки педагогов к обучению и воспитанию школьников в условиях цифровизации общества» (2019-2021 гг). Цель - на основе анализа новых цифровых технологий и характерных особенностей молодёжи в эпоху их повсеместного использования создать и апробировать модельную для республиканских педагогических вузов систему подготовки студентов - будущих педагогов к обучению и воспитанию школьников в условиях цифровизации общества в РК, разработать структуру программы подготовки учителя к сетевой проектной деятельности.
Список опубликованных трудов по результатам научных исследований в рамках Международной научной лаборатории
Pak, N.I., Khegay, L.B., Akkasynova, Z.K., Bidaibekov, Y.Y., Kamalova, G.B.- Preservice teacher training program for working with network mega-projects - Journal of Educators Online, 2021, 18(2). Evgeny Asaulenko, Nikolai Pak, Yesen Bidaibekov and Bauyrzhan Nauzarbayev. An approach to automating the process of teaching students to solve computational problems - European Proceedings of Social and Behavioural Sciences - EpSBS Volume 116 - ICEST 2021. Nikolay I.Pak , Margarita M.Klunnikova, Takir O.Balykbaev. Development of students` computational thinking using cognitive tools and methods of teaching how to solve computational tasks - European Proceedings of Social and Behavioural Sciences - EpSBS Volume 116 - ICEST 2021. Григорьев С.Г., Шабунина В.А., Царапкина Ю.М., Дунаева Н.В. Электронно-библиотечная система как средство саморазвития студентов цифрового поколения z (на примере изучения курса «Основы вожатской деятельности») - Научные и технические библиотеки. 2019. №7. С. 78-99. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-7-78-99. Kozhagul Aidos, Bidaibekov Yessen, Bostanov Bektas, Pak Nikolay, Kozhagulova Zhanar. Integration of robotics design into the learning process at school. Periódico Tchê Química. ISSN 2179-0302. (2020); vol.17 (n°35) . Avdarsol S., Rakhimzhanova L., B. Bostanov, Sagimbaeva A., Khakimova T. Criteria-based assessment as the way of forming students` functional literacy in computer science. Periódico Tchê Química. ISSN 2179-0302. (2020); vol.17 (n°35). Bidaibekov Yessen, Grinshkun Vadim, Bostanov Bektas, Umbetbayev Kairat, Myrsydykov Yerles. Al-farabi`s mathematical legacy and algorithmic approach to resolving problems regarding geometrical constructions in geogebra environment. Periódico Tchê Química. ISSN 2179-0302. (2020); vol.17 (n°34). Grigoriev S., Klimovich A. About the content of the master`s degree programs of teacher training in educational robotics.- Journal of Educational System Volume 3, Issue 3, 2019, PP 34-37 ISSN 2637-5877 Grigoriev S., Klimovich A. Features of using Hardware and Software in Teaching Undergraduates Educational Robotics. In: Kramarov S., Groshev A., Yavorsky R., Sukhomlin V. (eds.) Proceedings of the First Northern International Conference "Digital Life and Digital Industry". INCDLI 2019. Surgut, Russian Federation, 26-27 November 2019. N.I.Pak, Y.Y.Bidaibekov, N.T.Oshanova, A.K.Bukanova. The development of the methodical system of "history of informatics" course in pedagogical universities (в печати в журнале WoS). Barkhatova D.A., Balykbaev T.O., Pak N.I., Hegai L.B. A student`s self-control method in e-learning based on a topological knowledge tree of knowledge Elena G. Doroshenko, Liubov M. Ivkina, Nikolay I. Pak, Liudmila Khegay, Tatyana A. Yakovleva. Designing Methodological System of Teachers` Personalized Training for Networking Activities , Professional Information Culture Formation , International Journal of Applied Exercise Physiology: Vol 9 No 2 (2020): February , p.38-46 http://www.ijaep.com/index.php/IJAE/article/view/827 (WoS). Revshenova, M., Kamalova, G., Kaskatayeva, B., Shekerbekova, S., Kisselyova, Y. Computational informatics in the training of future informatics teachers in the context of the development of modern education (2021) World Journal on Educational Technology: Current Issues, 13 (4), pp. 994-1015. Revshenova, M., Bidaibekov, E., Kornilov, V., Kamalova, G., Shekerbekova, S., Gulzhan, S., Sabrayev, K. Professional competence development when teaching computational informatics. (2021) Cypriot Journal of Educational Sciences, 16 (5), pp. 2575-2585. Kambar Bedelov, Yessen Bidaibekov, Vadim Grinshkun, Bektas Bostanov & Svetlana Koneva. World Transactions on Engineering and Technology Education. Vol.19, No.4, 2021 Баженова И.В., Клунникова М.М., Пак Н.И. Методическая система организации учебного процесса на основе кластера дисциплин // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 95-113. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-95-113 Баженова И.В., Клунникова М.М., Пак Н.И. Школьно-вузовский кластер дисциплин как средство развития расчетно-алгоритмического компонента вычислительного мышления // Информатика и образование. 2021. № 3. С. 42-50 Гриншкун В.В. Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов. // альманах института коррекционной педагогики. Выпуск 43 «Цифровые инструменты профессиональной подготовки». / М., - 2021. С. https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-instruments-in-professional-teacher-training Гриншкун В.В. Необходимость удаленного обучения - стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 2 (52). С. 8-15. Пак Н.И., Потупчик Е.Г., Хегай Л.Б. Концепция трансформационных и перевернутых электронных учебников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. No 2. С. 153-168.http://dx.doi.org/ 10.22363/2312-8631-2020-17-2-153-168 (ВАК) Асауленко Е.В., Пак Н.И. Электронные средства обучения с элементами геймификации //Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Физико-математические науки», №3(71), 2020 г. Н.И.Пак, М.М.Клунникова. Метод алгоритмических примитивов как способ развития структурного мышления // Международный сборник конференции по науке и технологиям АНТОК-2021 (в печати) (с указанием на программный проект) Н.И.Пак Метод пирамиды как педагогическая технология//Международный сборник «Решетневские чтения» 2021 (в печати) (с указанием на программный проект) Гриншкун В.В. Влияние электронных ресурсов на системы обучения. Сборник статей III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2020. С. 7-9. Grigoriev S., Kashapov N., Lvov A. Development of anthropomorphic robots for educational applications. In: Kramarov S., Groshev A., Yavorsky R., Sukhomlin V. (eds.) Proceedings of the First Northern International Conference "Digital Life and Digital Industry". INCDLI 2019. Surgut, Russian Federation, 26- 27 November 2019. Организация и проведение мега-уроков в образовательных кластерах. Модуль 1. Технология разработки и проведения Мега-урока: учебное пособие / Дорошенко Е.Г., Ивкина Л.М., Пак Н.И., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2020. - 92 с. Организация и проведение мега-уроков в образовательных кластерах. Модуль 2: Как создавать учебные материалы для Мега-урока? / [Электронный ресурс] / Элект-рон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2020. - Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; AdobeAcrobatReader Баженова И.В. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / И. В.Баженова, Н.И.Пак; Сибирский федеральный университет, Институт математики и фундаментальной информатики. - Красноярск: СФУ, 2021 (2021-05-14). - 160 с., 10.0 усл. печ. л.: ил., табл., схемы. - Библиогр. в конце разд. - 100 экз. - ISBN 978-5-7638-4380-4 : Б. ц. - Изд. № 2020-11574. - Текст: непосредственный + Текст : электронный. Андреева Н.М., Василюк Н.Н., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: учебное пособие для СПО - Санкт-Петербург: Лань, 2021.-248 с. Бидайбеков Е.Ы., Сагимбаева А.Е., Ошанова Н.Т. Білім берудегі цифрлық технологиялар. Оқу құралы. - Алматы.- «ОНОН», 2021.-164 б. (на казахском языке) Бидайбеков Е., Босова Л., Ошанова Н. Обучение школьной информатике в условиях цифровизации образования // Вестник КазНПУ. «Физико-математические науки». 73, 1 (мар. 2021), стр.161-168. DOI: https://doi.org/10.51889/2021-1.1728-7901.23. Бекежанова A., Бидайбеков Е., Босова Л. Определение содержания обучения будущих учителей информатики объектно-ориентированному программированию с использованием инфографики // Вестник КазНПУ. «Физико-математические науки». 75, 3 (сен. 2021), стр.182-188. DOI: https://doi.org/10.51889/2021-3.1728-7901.22. Конева С. Н., Бидайбеков Е. Ы. Облачные технологии как инструмент цифровой трансформации образования// Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы IV Междунар. науч. конф. Красноярск, 6-9 октября 2020 г.: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. М.В.Носкова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 568 с.
|