қазақша · русский · english
 
 
 

 

Говоря о научных школах, сформировавшихся в университете, следует сказать в первую очередь о педагогической науке. Активное ее становление произошло в 40-80-ые годы ХХ в. В эти годы крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития образования разрабатывались в исследованиях Т.Тажибаева, Р.Г. Лемберг, С.А. Ситдыкова, А. И. Сембаева, К.Бержанова, С.Мусина, Г.А. Уманова, Н.Д. Хмель, Р.Д. Иржановой, Г.М. Храпченкова, К.К. Кунантаевой, К.Б. Жарикбаева, Х.К. Аргынова, М.А. Кудайкулова, А.П. Сейтешева, Т.С. Сабирова и др.


Знаковым моментом в развитии педагогической науки Казахстана в 40-е годы было появление целой группы ученых из центра России. Одним из таких ученых являлась профессор Р.Г. Лемберг. До ссылки в Казахстан (1937 г.) 13 лет ее педагогической деятельности прошли в стенах института им. А.И. Герцена. В стенах КазПИ им. Абая ею была сформирована первая научная школа. Учениками и последователями этой школы были широко известные в Казахстане видные ученые К.Б. Бержанов, Г.А. Уманов, Н.Д. Хмель, Р.Д. Иржанова, И.М. Кузьменко, Б.Р. Айтмамбетова, Б.И. Муканова, А.А. Бейсенбаева, Т.С. Сабиров, Г.К. Байдельдинова, Н.Д. Иванова, Э.И. Шныбекова и др.


Результаты исследований Р.Г. Лемберг, стоявшей в 40-50 годы у истоков разработки в СССР чрезвычайно актуальных и важных комплексных общедидактических проблем активизации учебной деятельности учащихся, методов обучения, типологии уроков и оптимизации хода их проведения за счет реализации логической связи всех звеньев познавательного процесса, являются востребованными и по сегодняшний день.


Пионером исследований в области истории педагогики можно назвать доктора педагогических наук, академика АН КазССР Т.Тажибаева. В своем фундаментальном научном труде «Об истории развития педагогики и психологии в конце XIX века в Казахстане» он писал о системной взаимосвязи и преемственности психолого-педагогических представлений традиционной «народной педагогики» и педагогики, основанной на результатах научных исследований великих ученых и просветителей Абая, Чокана Валиханова и Ыбырая Алтынсарина.


Неоценимый вклад в развитие историко-педагогической тематики внес доктор педагогических наук, профессор К.Б. Бержанов. Его исследования неразрывно связаны с темой прогрессивного значения передовой русской культуры и общественной мысли для развития просвещения Казахстана, начиная со второй половины ХVІІІ века. Под руководством профессора К.Б. Бержанова 35 человек стали кандидатами педагогических наук.


Значительный след в оставил видный государственный и общественный деятель (с 1941 года 14 лет выполнял обязанности Народного комиссара просвещения Каз ССР), ученый-педагог, доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР, профессор Сембаев А.И. Широкое использование архивных материалов и статистических данных позволило ему проследить этапы становления и развития школьной системы в республике, выявить ее особенности, показать динамику подготовки педагогических кадров в республике за годы Советской власти (монография «История развития советской школы в Казахстане»).


Важный вклад в развитие профессионального образования и подготовку научно-педагогических кадров для средних и высших учебных заведений республики внес Уманов Г.А. - доктор педагогических наук, профессор, талантливый педагог, в течение 25-ти лет заведовавший кафедрой педагогики в Казахском педагогическом институте имени Абая. Особо следует отметить его работы «История создания и тенденции развития профессионально-технического образования в Казахстане», «Причины преступности несовершеннолетних в СССР», «Трудные дети». Ему принадлежит идея создания научно-учебно-методических комплексов (НУМК) на базе школы (1988). Под его руководством защищено свыше 90 кандидатских и 22 докторских диссертаций. Им опубликовано более 120 научных работ, которые были напечатаны в США, Германии, Франции, России, Израиле, Швейцарии, Японии.


В стенах КазПИ им. Абая (ныне КазНПУ им. Абая) сформировалась научно-педагогическая школа д.п.н., профессора Хмель Н.Д., теоретической предпосылкой создания которой стало установление целостного педагогического процесса как объекта педагогической деятельности, в пределах которого педагоги и учащиеся являются субъектами деятельности. Казахстанские исследователи этого направления вошли в общесоюзную программу «Учитель» (1986-1996 гг.).


Важнейшей задачей в годы обретения независимости Казахстана стал постоянный поиск путей и средств профессиональной подготовки педагогических кадров РК в контексте мировых тенденций, в соответствии с национальными, экономическими и духовно-культурными потребностями развивающегося казахстанского общества. В решение этих вопросов значительный вклад внесли исследования Т.C. Садыкова, А.П. Сейтешева, А.А. Бейсенбаевой, К.К. Жампеисовой, Г.К. Нургалиевой, Н.Н. Хан, Г.Т. Хайруллина, А.Е. Абылкасымовой, Е.У. Медеуова, А.Н. Ильясовой, В.Г. Храпченкова, Б.А. Альмухамбетова, Р.К.Бекмагамбетовой, А.К. Сатовой, Л.Н. Нарикбаевой и многих других.


За годы существования КазНПУ имени Абая сформировались научные школы по многим другим направлениям науки: в филологии (Оразбаева Ф.Ш., Келимбетов Н.К., Адибаев Х.А., Жаналина Л.К., Ахметжанова З.К., Шеляховская Л.П.,Жовтис А.Л.), в философии и социальных науках (Шулембаев К.Ш., Есим Г., Сабит М.. Абсаттаров Р.Б.), в исторической науке (Садыков Т.С., Койгелдиев М.К., Кузнецов Е.А.), в физико-математических и естественных науках (Уалиев Г.А., Бидайбеков Е.Ы., Боос Э.Г., Бектемесов М.А., Кулбек М.К., Кожамкулов Б.А., Бейсенова А.С.). В области искусства и культуры сформировались направления, которыми руководили известными в Казахстане художники: Толепбай Ерболат, Нурлыбаев Муратбек, Нарымбетов Молдакул, Владимир Власюк, Алексей Бегов; в области спорта - доктора наук, профессора Адамбеков К.И., Караков А.К., Кудашева Л.Р., Хлыстов М.С. и другие.