қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
03.08.2022

Интеграция как тенденция в развитии высшего педагогического образования

 


 

Современный этап развития общества связан c выявлением акцентов и приоритетов в совершенствовании системы образования, в частности высшего педагогического. И одной из тенденций в этом процессе является интеграция. Ее значимость определяется, прежде всего, высокими требованиями к качеству и уровню профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, которым необходимо будет соответствовать вызовам нашего времени.


Глобальной предпосылкой для начала интеграционных процессов в современной мировой педагогике и, соответственно, в национальных системах образования, стало изменение социальной роли знания, гуманизация и демократизация образования, открытость национальных образовательных систем международному сотрудничеству, стремление к глобализации содержания образования.

 

Сегодня повсеместно, в том числе и на глобальном уровне, ведется разговор об устойчивости развития образования, которое может быть достигнуто интеграцией человеческих, социальных, экономических, управленческих и других ресурсов.

 

Развитие, как процесс закономерного перехода из одного состояния в другое, более совершенное, происходит только через разрешение противоречий. В настоящее время ярко проявляет себя противоречие между необходимостью повышения качества подготовки учителей в условиях быстро меняющегося общества и реальным уровнем высшего педагогического образования.

 

По нашему глубокому убеждению, одной из основных причин такого положения дел является отсутствие координации (целостности) действий между преподавателями педагогического вуза, читающими различные циклы дисциплин: общеобразовательные (ООД), базовые (БД), профилирующие (ПД).

 

Ныне преподавание данных дисциплин в педагогическом вузе строится по принципу басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука».

 

Данная ситуация усугубляется и тем, что будущему педагогу читают философию, историю, культурологию, социологию, политологию без какой-либо профессионально-педагогической направленности. В результате студенты не видят ни профессионального, ни личного мотива в обретении знаний в рамках общеобразовательных дисциплин.

 

Значительная часть преподавателей, осуществляющих обучение по специальности (ПД), - в большинстве своем люди, хорошо знающие свой предмет, но не имеющие требуемой методологической, психолого-педагогической подготовки. Это также касается педагогов, ведущих общеобразовательные предметы (ООД).

 

Налицо внутрисистемное противоречие, «противоречие между частями целого», которое при отсутствии его разрешения может привести систему к развалу. В ее нынешнем состоянии эта система не является востребованной. Она не может формировать у будущих педагогов знания нового, интегрированного характера.

 

Сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии в педагогических вузах Казахстана единого образовательного пространства, как наиболее эффективной формы реализации задач, направленных на повышение качества высшего педагогического образования.

 

Необходимость структурирования образовательного пространства вуза на основе интеграции, то есть объединения в единое целое ранее разнородных частей и элементов, очевидна.

 

В решении этой задачи большое значение придается внутригрупповому процессу, основанному на единстве и сплоченности коллектива, его объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Внутригрупповой процесс - основа осуществления интеграционных процессов.

 

В научно-педагогической литературе интеграционный процесс определяется как совокупность действий субъектов по объединению частей в единое целое. Таким образом, необходимо сближение компонентов системы, установление между ними разного рода отношений (связей, взаимосвязей, взаимодействий). Подобная интеграция сегодня рассматривается как необходимое условие повышения качества образования.

 

В имеющихся определениях данного феномена представляется как «процесс и результат взаимодействия структурных элементов системы, сопровождающиеся ростом системности и уплотненности знаний обучающихся». Под уплотненностью знаний понимается их интегрированный, а, следовательно, целостный характер. Как отмечает Р. В. Степанец, «интеграция, стремящаяся к целостности, представляет собой совокупность знаний из разных областей».

 

Мы глубоко убеждены: без координации деятельности преподавателей педагогического вуза, читающих все циклы дисциплин ООД, БД, ПД, добиться роста системности и уплотненности знаний обучающихся невозможно.

 

Получение информации из разных областей актуализирует проблему структуризации знаний будущих учителей с учетом «интегративного подхода, как методологического принципа, способствующего получению комплексного знания».

 

Если исходить из того, что результатом структуризации знания является укрупнение дидактических единиц образовательного процесса; укрупненная дидактическая единица, состоящая из логически различных элементов, обладает информационной общностью, системностью, целостностью, устойчивостью к сохранению во времени, быстрым проявлением в памяти, то становится очевидным следующее:

1. Если укрупнение дидактических единиц образовательного процесса является необходимым условием структуризации знания, то усилия всего ППС педагогического вуза, читающего дисциплины по всем циклам ООД, БД и ПД, должны быть направлены на решение этого сверхактуального на сегодняшний день вопроса.

2. Укрупнение дидактической единицы образовательного процесса возможно только посредством осуществления интеграционных процессов, то есть объединения всех элементов в единое целое, внутри самой системы.

3. Интеграция, единение ППС вуза, читающего дисциплины по всем циклам ООД, БД и ПД - необходимое условие создания единого образовательного пространства (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Интеграция как основа создания единого образовательного процесса: укрупненная дидактическая единица

 

Важность обозначенных положений определяется нами тем, что «развитие и постоянное совершенствование интеграционных процессов есть необходимое условие общественного прогресса», а интеграция потенциала ППС вуза, как на научном, так и на профессиональном уровне способна обеспечить реальный приоритет знания как ведущего ресурса развития человеческого капитала.

 

Интеграция - это взаимное сближение, это взаимодополняемость и взаимозависимость компонентов системы, растущая степень их «сцепляемости», синхронизация действий посредством их регулирования соответствующими органами управления.

 

С нашей точки зрения, интеграционные процессы в системе высшего педагогического образования должны быть направлены на воспитание нового человека с холистским типом мышления. Здесь нельзя не согласиться с позицией ученых, отмечающих, что «многомерный мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления». Для ясности отметим, что холизм - это методологический принцип, основанный на целостном подходе к окружающим нас явлениям и объектам. Кредо данного принципа: «Целое всегда больше, чем сумма составляющих его частей».

 

Как отмечают исследователи данного феномена, холизм расширяет диапазон мышления личности. Целостное видение мира предшествует составным частям, которые сами по себе - как части - не обладают целостностью. Сегодня этот принцип широко используется в трактовке педагогических явлений: целостный педагогический процесс, целостное формирование личности и т. д.

 

Таким образом, анализ и изучение литературы по проблеме подвели нас к закономерным выводам:

- интеграция есть необходимое условие развития высшего педагогического образования, ее посредством возможно создание единого образовательного пространства педагогического вуза, вне которого формирование и воспитание педагога нового типа невозможно;

- интеграция образования как тенденция развития высшего педагогического образования формирует у будущих педагогов новые интегрированные знания, новые интегративные качества;

- стержнем интеграции является объединение усилий преподавателей, читающих дисциплины ООД, БД и ПД;

- единение усилий всего профессорско-преподавательского состава вуза, в вышеобозначенном контексте, есть основа для укрупнения дидактической единицы, состоящей из логически различных элементов: «целое всегда больше, чем сумма составляющих его частей», «формируется через взаимопроникновение этих элементов, не за счёт, а в пользу друг друга, не разрушая свойств и особенностей составляющих его компонентов»;

- методологической основой интеграционного процесса являются интегративный и целостный (холистский) подходы;

- интегративный и целостный (холистский) подходы одновременно являются методологией формирования у профессорско-преподавательского состава вуза холистского типа мышления, вне которого интеграционные процессы не будут носить эффективный характер, а следовательно, будет невозможно создание единого образовательного пространства;

- формирование у ППС вуза потребности в развитии холистского типа мышления - основа для развития данного типа мышления у будущих педагогов, вне которого невозможно становление педагога нового типа: подобное формируется подобным, что имеем на входе, то имеем на выходе;

- стержнем интеграции, как тенденции развития высшего педагогического образования, является определение приоритетных направлений образовательного процесса, способствующих объединению частей в единое целое (ООД, БД, ПД);

- только интеграция усилий всего ППС педагогического вуза даст возможность осуществить полную интеграцию образования как необходимое условие повышения качества высшего педагогического образования.

 

Авторы: К. К. Жампеисова,

д. п. н., профессор, академик Международной академии наук педагогического образования,

Н. Н. Хан, д. п. н., профессор,

Ш. Ж. Колумбаева, к. п. н., профессор,

член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

03.08.2022 г.

Источник: bilim.expert