қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
29.01.2024

Фасилитация как метод интерактивного обучения студентов

 


 

Сегодня в мировом пространстве благополучие любой страны зависит от человеческого капитала и успешной образовательной системы. Общество нуждается в высококвалифицированных специалистах своего дела, умеющих адекватно воспринимать происходящее, выдвигать креативные инновации и быстро принимать конструктивные решения. Социум открыт для людей новой формации, обладающих навыками XXI века и умеющих эффективно работать в изменчивых условиях. Образование, в свою очередь, призвано соответствовать требованиям времени, потребностям общества.

 

В современных условиях уже недостаточно быть просто дипломированным специалистом и обладать прекрасным знанием своего предмета. Суть образования заключается в признании равной значимости знаний и навыков для учащихся школ и студентов. Особое внимание уделяется готовности обучающихся применять имеющиеся знания на практике. В этом вопросе большая ответственность ложится на плечи педагогов. От их профессионализма зависит эффективность обучения. Современный педагог должен быть гибким в развитии знаний и навыков обучающихся, использовать индивидуально-личностный, компетентностный подходы и формировать у них «метасознание» - обучение тому, как учиться.

 

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, на протяжении 95 лет сохраняя свои традиции, прошел большой эволюционный путь своего развития. И история зарождения кафедры педагогики КазНПУ им. Абая связана с созданием самого университета, являющегося кузницей инновационных педагогов Казахстана.

 

Сегодня КазНПУ им. Абая успешно обучает и готовит будущих педагогов нового формата. Abai University отвечает требованиям времени, является драйвером развития человеческого капитала и содействует повышению престижа профессии педагога. Университет, оттачивая профессиональное мастерство профессорско-преподавательского состава, выпускает студентов, готовых к профессиональной деятельности и ориентированных на современные образовательные потребности общества, школы.

 

Именно кафедра педагогики КазНПУ им. Абая является центром по просвещению студентов в вопросах педагогики и воспитания подрастающего поколения. Преподаватели кафедры учебный процесс выстраивают на реализации технологии фасилитации, ориентированной на внедрение и применение активных и интерактивных методов преподавания и обучения, влияющих на формирование у студентов активной субъектной позиции в познавательной деятельности.


В 2022-2023 учебном году профессорско-преподавательским составом кафедры было обновлено содержание образовательных программ для студентов педагогических специальностей КазНПУ им. Абая. Цель преподавания дисциплины «Педагогика» заключается в формировании у студентов - будущих педагогов профессионально-педагогической направленности и профессиональной компетентности на основе овладения современными теориями обучения и воспитания.

 

Обновленное содержание дисциплины содержит темы по инновационной деятельности педагога, основанной на новых подходах в преподавании. Студенты через практико-ориентированные занятия осознают необходимость педагогических знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности, важность развития у учащихся навыков критического мышления, применения диалогового обучения, критериального оценивания и использования групповых форм работы, основанных на личностно-ориентированном и компетентностном подходах в обучении. Кроме того, студенты знакомятся с тем, как проводить исследование в действии (Action research) и исследование урока (Lesson study).

 

Обновленный контент по педагогике создан в соответствии с требованиями современного образования и ориентирован на осознанную подготовку студентов к осуществлению в будущем педагогической деятельности в системе среднего образования Республики Казахстан. Поэтому преподавателями кафедры занятия проводятся в интерактивном формате, помогающем студентам понять сущность и специфику профессиональной деятельности педагога XXI века, классифицировать и систематизировать педагогические знания, компоненты образовательного процесса с установкой на создание благоприятной, безопасной и коллаборативной среды для обучающихся.

 

К сожалению, не все студенты поступают в педагогические вузы Республики Казахстан осознанно, с полным пониманием значимости и роли педагога в образовательной деятельности, формировании личности подрастающего поколения. В сложившихся условиях только педагоги, реализующие в процессе обучения фасилитационную поддержку, могут помочь обучающимся осознать их возможности, потребности и достичь глубокого и истинного понимания сути профессиональной деятельности современного педагога.


Это является неотъемлемым условием формирования положительной мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности.


Термин «фасилитация» с латинского «facil» переводится как «упрощение, ускорение», от английского глагола «facilitate» - «облегчать, помогать, способствовать». В широком смысле фасилитация призвана поддерживать проактивную жизненную позицию.

 

Фасилитатор - это человек, который облегчает взаимодействие внутри группы, управляет обсуждением, регулирует конфликты и помогает группе достичь результата за короткое время. Преподаватель-фасилитатор - это педагог, который создает атмосферу сотрудничества и сотворчества, мотивирует студентов к личностному росту и профессиональному становлению.

 

Использование фасилитационной поддержки студентов в учебном и внеучебном процессе содействует реализации основной миссии КазНПУ им. Абая. Преподаватели, выступая в роли фасилитаторов, создают благоприятную атмосферу доверия и принятия для качественного обучения студентов, их мотивации к исследовательской деятельности через самообучение и саморазвитие. Занятия проводятся в интерактивном формате, повышающем интерес к изучению педагогических дисциплин и раскрывающем внутренний потенциал каждого студента. Обу­чение построено на формировании у студентов практико-ориентированных компетенций, необходимых для современных педагогов. Формат Workshop, используемый в преподавании, позволяет всем субъектам педагогического процесса активно взаимодействовать, обсуждать проблемные ситуации, вести диалог и закреплять полученные знания и навыки.

 

Для фасилитационного обучения студентов мной был создан и размещен на моем канале YouTube банк видео­л­екций по педагогике и методике преподавания. Это позволило студентам в свободное время дополнительно изучать нужный для усвоения учебный материал.

 

Также для привлечения внимания студентов к глубокому изучению вопросов обучения и воспитания преподаватели кафедры проводят ежегодные студенческие конференции в рамках заседания секции «Общая педагогика», где студенты имеют возможность выступить с докладами, над которыми они работали под фасилитационным руководством своих преподавателей.

 

С 7 ноября до 14 декабря 2022 г. кафедра педагогики КазНПУ им. Абая провела Общеуниверситетскую дистанционную студенческую олимпиаду «Форсайт педагогических идей» для студентов 1 и 2 курсов. Олимпиада проводилась с целью популяризации педагогической науки, повышения интереса к педагогическим дисциплинам, формирования мотивации к научно-исследовательской деятельности.


В ней приняли участие 37 команд КазНПУ им. Абая, состоящие из 185 студентов, из них с казахским языком обучения - 110 студентов (22 команды), с русским языком - 75 студентов (15 команд).

 

Олимпиада проходила дистанционно в три этапа.

 

На первом этапе участники подготовили интересные и содержательные презентации, знакомящие с институтом, специальностью, участниками команды и научным руководителем. Презентации раскрывали педагогическое кредо каждой команды, студенты обосновывали свой мотивационный посыл выбора профессии педагога, а также представили рефлексию о том, что поможет им стать педагогами нового формата.

 

Заданием второго тура было написание эссе на тему «Наш взгляд на воспитание и обучение альфа-поколения, и почему именно мы должны учить этих детей». Требованиями к эссе были не только структурная целостность и грамотность, но и раскрытие и аргументация своих размышлений относительно заданной темы. В своих работах студенты старались обосновать педагогические концепции и современные научные подходы, необходимые для педагогов при обучении детей альфа-поколения. Каждая представленная на конкурс работа помогла студентам глубже взглянуть на данную проблему с педагогической точки зрения. Задание позволило студентам осознать, что именно они в будущем будут педагогами, и именно им предстоит работать с детьми нового поколения. Следует отметить, что подобные задания развивают у студентов широту кругозора, основанного на детальной проработке материала по актуальной теме, представленной в эссе.

 

В третьем, заключительном туре команды должны были создать видео­ролики на тему «Форсайт педагогических идей». При этом должны были провести собственное исследование в действии, изучив существующие методы обучения, и выявить возможности интерактивных методов в успешном обучении учащихся. Это позволило студентам на практике понять, как необходимо проводить исследование в действии. Работа над данным заданием помогла студентам более осознанно подойти к обобщению полученных знаний по дисциплине «Педагогика». Они смогли оценить эффективность проведения педагогами исследования в действии, нацеленного на улучшение практики преподавания. Студенты в своих видеороликах проиллюстрировали по 3-4 интерактивные методики (стратегии), которые может применять в аутентичных условиях любой педагог в обучении как учащихся школ, так и студентов. Данный тур помог студентам раскрыть их индивидуальность, оригинальность и творческий подход.

 

Следует отметить, что задания каждого этапа усложнялись и требовали от студентов больше ответственности, дисциплинированности и креативности. Подобные мероприятия содействуют развитию у студентов педагогического кругозора и исследовательских навыков.


С 22 февраля по 11 апреля 2023 года кафедра педагогики КазНПУ им. Абая провела цикл мероприятий Workshop «Мой вклад в национальное воспитание» со студентами 1 курса, завершением которого стал итоговый Обще­университетский конкурс, посвященный 95-летию КазНПУ им. Абая и кафедры педагогики.

 

Цель этих мероприятий заключалась в привитии студентам национальных ценностей, повышении интереса к овладению педагогической профессией, развитии национального самосознания, патриотизма, уважения к родному языку и обычаям.

 

В итоговом конкурсе приняли участие 8 команд-победителей. Всем участникам мероприятия торжественно были вручены дипломы, сертификаты и денежное вознаграждение.

 

Конкурс проводился в рамках преподавания педагогами нашей кафедры дисциплины «Национальное воспитание», развивающей у студентов национальное самосознание и общечеловеческие ценности. Преподаватели этой дисциплины на занятиях проводят целенаправленную работу по духовному становлению студентов на основе разработанной в 2014 году Модели национального воспитания. Модель была разработана группой ученых КазНПУ им. Абая под руководством профессора, д. п. н. Жампеисовой К. К. Она ориентирована на идентификацию феномена «Я-МЫ-ВМЕСТЕ - интеллектуальная, конкурентоспособная нация», что сегодня является актуальным первостепенным вопросом государственного уровня в век геополитических изменений.

 

Подобные мероприятия будут проводиться и в дальнейшем с целью повышения интереса студентов к вопросам духовно-нравственного развития, проблемам становления патриотизма, национального самосознания и гражданского долга.

 

В рамках изучения дисциплины «Национальное воспитание» студенты под моим руководством принимают участие в социальных экспериментах в виде проведения опросов и интервью с общественностью (педагогами, студентами, прохожими) с дальнейшим созданием видеороликов на актуальные темы, такие как патриотизм, гражданская активность и понимание сущности национального воспитания.

 

Новый формат обучения активизирует познавательную активность студентов и способствует осознанному пониманию значимости сохранения национального кода нации, сущности Модели национального воспитания и развитию межэтнической толерантности.


При преподавании дисциплины «Технологии воспитательной работы» со студентами 2 курса педагогических специальностей я обращаю внимание на создание коллаборативной среды, помогающей лучше понять суть изучаемого материала. С этой целью практические занятия выстраиваю с внедрением диалогового обучения и командной работы. Студенты учатся эффективно взаимодействовать, анализировать, синтезировать, обобщать учебный материал и генерировать идеи, делать выводы, оценивать и предоставлять обратную связь. Для достижения поставленных задач применяю различные интерактивные методы обучения, но главным условием является фасилитационное сопровождение студентов, помогающее им поверить в себя, в свои ресурсы. А это, в свою очередь, является основой зарождения интереса к изучению преподаваемых дисциплин, а значит, и направляет на путь саморазвития и самообучения.


Эффективность фасилитации зависит от умения организовывать работу группы и соблюдения определенных принципов и условий. Условиями фасилитирующего обучения выступают: организация личностно-ориентированного обучения в интерсубъективном взаимодействии, поддержка каждого студента для достижения ситуации успеха; использование инновационных педагогических технологий, способствующих развитию свойств личности; осуществление контрольно-оценочной функции обучения как диагностико-корректирующей, способствующей развитию самоконтроля, самооценки, выработке критического отношения к себе и результатам собственной учебной деятельности.

 

Задача преподавателя-фасилитатора заключается в умении стимулировать и направлять познавательную активность студентов на поиск и анализ информации по конкретно рассматриваемой ситуации, вопросу по теме занятия. Важно понимать, что педагог не должен навязывать свое мнение, напротив, он должен предоставлять студентам определенные средства обучения, с помощью которых они смогут самостоятельно найти решение.


Успешность фасилитации зависит от умения педагогов разумно использовать современные интерактивные методы обучения, позволяющие развивать навыки критического мышления и саморегуляции во время проведения занятий.

 

Интерактивные (от англ. inter - «между», act - «действие») методы позволяют студентам учиться взаимодействовать между собой; а интер­активное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются активными субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы студентов в индивидуальной и групповой формах работы.

 

Кроме того, интерактивное обучение основано на использовании и обмене студентами личным опытом, причем не только учебным, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту обучающихся. Новые знания, умения и навыки формируются на основе такого опыта. В процессе обучения студентов я применяю такие интерактивные методы обучения, как «Дизайн-мышление», «Fishbone», методику Э. де Боно «Шесть шляп мышления», методики «8 способов самоактуализации» (по А. Маслоу), «Конференция-поиск», ORID, «World-cafe» и др.

 

Использование интерактивных методов в обучении предоставляет студентам возможность одновременно с получением тематической информации обсуждать неясные моменты по изучаемой теме, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания и формировать определенные практические навыки. Такой фасилитационный подход вовлекает студентов в осознанный процесс обучения, а сам учебный процесс становится легче и интереснее.

 

Следовательно, педагогу-фасилитатору, преж­де чем приступать к процессу обучения студентов, необходимо ясно понимать, что ему необходимо изменить свои подходы в преподавании и знать, какие средства и методы обучения требуется применять для развития самостоятельности и учебно-познавательной активности обучающихся на каждом этапе занятия.

 

С этой целью преподавателю необходимо очень серьезно проводить подготовку к занятиям, основанным на процессе фасилитации.

 

Во-первых, при составлении плана занятия нужно прописывать все этапы обучения с четким пониманием того, какие средства и методы обучения будут использованы в соответствии с поставленной целью занятия.

 

Во-вторых, само занятие нужно расписывать буквально поминутно, тогда будет легко им управлять.

 

В-третьих, продумать все инструкции, которые придется давать студентам, написать все информационные сообщения, все вопросы, которые планируется задавать группе. Это поможет педагогу своевременно вносить коррективы при управлении работой студентов в группе и в процессе обсуждения.

 

В-четвертых, при проведении занятия нужно спокойно оперировать подготовленным планом и информацией, при необходимости на ходу моделировать и вносить необходимые изменения.

 

Все занятия основываются на трех основных этапах: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова, например, педагогам можно использовать мозговой штурм, эвристические вопросы, горячие вопросы, кумулятивную беседу и другие методы. Это позволит пробудить интерес студентов к изучаемой теме и активизировать познавательную активность в процессе обсуждения.

 

На стадии осмысления рекомендуется продумать применение методов визуализации, кластеризации идей, кейс-метода, ролевых и имитационных игр, моделирующих ситуаций, бесед-дебатов, метод SWOT-анализа и др. Выбранные педагогом методы обучения должны способствовать не только глубокому пониманию студентами рассматриваемого вопроса, но и развитию коммуникативных навыков, умения принимать решения, содействовать изменению категоричных убеждений и стратегии поведения.

 

На стадии рефлексии важно уметь применить эффективное использование методов самооценки, взаимо­оценки и предоставления педагогом и обучающимися конструктивной обратной связи. Использованные на данном этапе занятия средства и методы обучения влияют на умение студентов объективно оценивать, делать выводы и принимать конструктивные решения при подведении итогов занятия по рассматриваемой теме.

 

Занятия, основанные на фасилитации, помогают студентам воспринимать уже известную информацию совершенно по-другому, создавать новые идеи, критически мыслить и активно взаимодействовать. В процессе фасилитационного сопровождения у студентов происходит инсайт - озарение, догадка, что помогает им самостоятельно найти выход из предоставленной проблемной ситуации и принять конструктивное решение. Это является очень важным моментом в процессе фасилитационного обучения студентов.

 

Преподаватель, выступающий в роли фасилитатора, предлагает вызовы, показывает возможности для саморазвития и самообучения студентов. Использование в образовательном пространстве вуза фасилитации способствует развитию самообучения и саморегуляции студентов и управлению процессом обучения от самого начала до завершения. За счет групповой динамики, сплоченности студентов, обстановки безопасности и взаимоподдержки обучение проходит более интересно и эффективно. Поэтому первоочередная задача педагога-фасилитатора заключается в постоянном стимулировании динамики группы, иными словами, тренеру следует уделять много внимания созданию благоприятной, доброжелательной обстановки в группе и содействию в осознанном изучении и понимании изучаемой темы. Преподаватель всячески стремится стимулировать групповую динамику, увеличивать её скорость и развивать познавательную активность по изучаемой дисциплине. В некоторых моментах следует подсказывать, подталкивать студентов. Следует помнить, что самым главным является тот результат, на который должна выйти сама группа при обсуждении изучаемой темы. Поэтому занятия, основанные на фасилитации, студентам очень интересны, практико-ориентированы и нацелены на раскрытие потенциала каждого обучающегося.

 

Таким образом, можно актуализировать необходимость применения преподавателями вузов фасилитационных подходов, технологий, необходимых для создания эффективного межличностного группового взаимодействия студентов и ведения конструктивного диалога в рамках изу­чаемых учебных дисциплин.

 

Преподавателю необходимо знать фасилитационные методы и инструменты, позволяющие развивать у студентов учебно-познавательную мотивацию и навыки саморегуляции и саморазвития. Преподаватель-фасилитатор - это тот, кто умеет выстраивать процесс обучения между его участниками, делая его интересным, легким, понятным, безо­пасным и практико-ориентированным.

 

 

Автор: А. Д. ТАНАТОВА,

к. п. н., ст. преподаватель

кафедры педагогики КазНПУ им. Абая

29.01.2024 г.

Источник: bilim.expert