Кафедра специальной педагогики | Главная / Факультеты / Факультет педагогики и психологии / Кафедры / Кафедра специальной педагогики / Научно-исследовательская деятельность
Научно-исследовательская деятельность кафедры специальной педагогики факультета педагогики и психологии проводится в тесном взаимодействии с учебно-методической работой, что позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. Ее приоритетными целями являются: 1. Поисково-прикладные исследования в области специальной педагогики и психологии; 2. Внедрение результатов научных исследований в практику работы специальных организаций образования и общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования; 3. Разработка образовательных программ, учебной и учебно-методической литературы для вузов и специальных организаций образования; 4. Участие в мероприятиях, направленных на обмен научным и практическим опытом в международном и республиканском масштабе (конференции, семинары и пр.).
Тематика НИР сотрудников кафедры определена в русле научных исследований на тему «Научно-методическое обеспечение систем специального образования и высшего специального образования».
Основные задачи научно-исследовательской работы кафедры: - проведение актуальных научных исследований, способствующих развитию передовой отечественной науки в области подготовки кадров системы специального образования; - обогащение учебного процесса результатами научных исследований в области подготовки специалистов системы инклюзивного образования; - повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров в республике и за рубежом; - подготовка научно-педагогических кадров (докторантура, магистратура, бакалавриат); - разработка учебников, учебных пособий и УМК для педагогических работников системы специального образования, вузов, занимающихся подготовкой специальных педагогов; учащихся специальных организаций образования; - рецензирование, экспертиза учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, УМК, ГОСО и пр.; - разработка и редактирование образовательных программ, учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов; - информационное обеспечение библиотеки вуза; - сотрудничество с научными организациями РК, ближнего и дальнего зарубежья; - работа в составе экспертных комиссий, редколлегий научных журналов и в научных ассоциациях.
В 2023-2024 году ППС кафедры «Специальная педагогика», принимали участие в проектах финансируемых МНиВО РК и другими организациями. Разработчики и участники проектов: д.пс.н., профессор Жиенбаева Н.Б., к.пс.н., ассоцированный профессор Аутаева А.Н., к.п.н., доцент Абаева Г.А., м.п.н., старший преподаватель Кемешова А.М., старший преподаватель, к.п.н. Байдильдинов Т.Ж.; к.п.н., доцент Абаева Г.А. принимает участие в международных научных, образовательных проектах по программе «Erasmus+Programme of the European Union».
Показатели по наукометрическим данным кафедры «Специальная педагогика» следующие: было издано 94 публикаций в различных иностранных и республиканских изданиях и издательствах, в том числе: - научных статей, опубликованных в дальнем зарубежье -3; - научных статей, опубликованных в ближнем зарубежье - 2; - научных статей, опубликованных в журналах КОКСНВО МНВО РК - 19; - научных статей, опубликованных в прочих журналах РК - 33; - тезисов научных конференций, опубликованных в дальнем зарубежье - 2; - тезисов научных конференций, опубликованных в ближнем зарубежье - 3; - тезисов научных конференций, опубликованных в РК - 11; - статей, изданных в журналах с импакт-фактором - 9; - учебников, пособий для учителей, типовых учебных программ, рабочих тетрадей для школ РК- 7; - учебных пособий для вузов - 5.
Преподавателями кафедры получены 11 свидетельств авторских прав в рамках НИР. Также ППС кафедры в этом году получили 23 сертификата о прохождении курсов повышении квалификации в РК, в ближнем и дальнем зарубежье, что позволяет вносить в учебный процесс инновации и модификации. Студенты и магистранты активно принимают участие в республиканских олимпиадах, международных конкурсах и занимают призовые места.
Исследования, проводимые кафедрой определяются социальным заказом на научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса обучения детей с ограниченными возможностями. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферой системы специального образования. Области научных интересов сотрудников кафедры соответствуют основным направлениям специальной педагогики и специальностям по подготовке обучающихся: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика».
Особое место в научных исследованиях кафедры занимает вопрос обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке. В стране в последние годы идет активный процесс реформирования дошкольного и школьного образования в русле этнокультурного ориентирования обучения детей с ограниченными возможностями, формирования и развития личностных особенностей детей на основе казахской этнопедагогики и этнопсихологии. В данном случае кафедра специальной педагогики выступила инициатором научно-методологического обоснования содержания специального образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе.
ППС кафедры продолжается работа по разработке учебно-методического обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке в специальных (коррекционных) школах. Это имеет особое значение в социализации детей-казахов, имеющих какие-либо отклонения в развитии, их национальной идентификации. На кафедре разрабатываются также программы обучения, учебники и УМК для дошкольных и школьных специальных организаций образования с русским и казахским языками обучения.
Проводимая в рамках указанных видов работ научно-исследовательская деятельность отражает самые новые научные тенденции, является актуальной и позволяет совершенствовать систему подготовки научных и педагогических кадров в условиях бакалавриата, магистратуры и докторантуры, что способствует углублению как теоретической, так и практической, индивидуальной подготовки обучающихся, обеспечению их профессионализма, способности к творческому поиску.
Усиление интегративных процессов системы специального образования и педагогических вузов станет одним из перспективных инновационных ресурсов повышения качества образования детей с ограниченными возможностями, отразит его синергетический эффект. Включение технологии мониторинга кадров системы специального образования, базирующегося на ведении в автоматизированном режиме комплекса баз данных о потребностях областей в специалистах, количестве выпускников педагогических вузов, как обязательный, поможет оптимизировать стратегии развития единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.
Преподаватели кафедры принимают участие в разработке учебных программ для специальных (коррекционных) детских садов и школ для детей с нарушениями слуха, интеллекта (УО, ЗПР), речи, ОДА, зрения.
ППС кафедры «Специальная педагогика» поддерживает связь с зарубежными и отечественными вузами: 1. Софийский Университет «Свети Климент Охридски» (ФНОИ), кафедра специальной педагогики (г. София, Болгария); 2. Московский государственный педагогический университет (Москва, Россия); 3. Российский Государственный Педагогический Университет им. А.Герцена (СПб, Россия); 4. Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия); 5. Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (г. Киев, Украина); 6. Армянский государственный педагогический университет им. Х.Абовяна (г. Ереван, Армения); 7.Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан); 8. Академия специальной педагогики им.Марии Гжегожевской (г. Варшава, Польша); 9. Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан); 10. Университет Шакарима (г. Семей, Казахстан); 11. Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз); 12. Южно-Казахстанский педагогический университет имени Озбекали Жанибекова (г. Шымкент); 13. Павлодарский педагогический университет им. А.Маргулана (г. Павлодар); 14. Жетысуский университет им. И.Жансугурова (г. Талдыкорган).
|