қазақша · русский · english
 
 
 

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры специальной педагогики факультета педагогики и психологии проводится в тесном взаимодействии с учебно-методической работой, что позволяет вести подготовку кадров по самому широкому спектру специальностей и направлений. Ее приоритетными целями являются:

1. Поисково-прикладные исследования в области специальной педагогики и психологии;

2. Внедрение результатов научных исследований в практику работы специальных организаций образования и общеобразовательных организаций, работающих в режиме инклюзивного образования;

3. Разработка образовательных программ, учебной и учебно-методической литературы для вузов и специальных организаций образования;

4. Участие в мероприятиях, направленных на обмен научным и практическим опытом в международном и республиканском масштабе (конференции, семинары и пр.).

 

Тематика НИР сотрудников кафедры определена в русле научных исследований на тему «Научно-методическое обеспечение систем специального образования и высшего специального образования».

 

Основные задачи научно-исследовательской работы кафедры:

- проведение актуальных научных исследований, способствующих развитию передовой отечественной науки в области подготовки кадров системы специального образования;

- обогащение учебного процесса результатами научных исследований в области подготовки специалистов системы инклюзивного образования;

- повышение научной квалификации профессорско-преподавательских кадров в республике и за рубежом;

- подготовка научно-педагогических кадров (докторантура, магистратура, бакалавриат);

- разработка учебников, учебных пособий и УМК для педагогических работников системы специального образования, вузов, занимающихся подготовкой специальных педагогов; учащихся специальных организаций образования;

- рецензирование, экспертиза учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, УМК, ГОСО и пр.;

- разработка и редактирование образовательных программ, учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов;

- информационное обеспечение библиотеки вуза;

- сотрудничество с научными организациями РК, ближнего и дальнего зарубежья;

- работа в составе экспертных комиссий, редколлегий научных журналов и в научных ассоциациях.

 

В 2023-2024 году ППС кафедры «Специальная педагогика», принимали участие в проектах финансируемых МНиВО РК и другими организациями. Разработчики и участники проектов: д.пс.н., профессор  Жиенбаева Н.Б., к.пс.н., ассоцированный профессор Аутаева А.Н., к.п.н., доцент Абаева Г.А., м.п.н., старший преподаватель Кемешова А.М., старший преподаватель, к.п.н. Байдильдинов Т.Ж.;  к.п.н., доцент Абаева Г.А. принимает участие в международных научных, образовательных проектах по программе «Erasmus+Programme of the European Union».

 

Показатели по наукометрическим данным кафедры «Специальная педагогика» следующие: было издано 94 публикаций в различных иностранных и республиканских изданиях и издательствах, в том числе:

- научных статей, опубликованных  в дальнем зарубежье -3;

- научных статей, опубликованных  в ближнем зарубежье - 2;

- научных статей, опубликованных в журналах КОКСНВО МНВО РК - 19;

- научных статей, опубликованных в прочих журналах РК -  33;

- тезисов научных конференций, опубликованных в дальнем зарубежье - 2;

- тезисов научных конференций, опубликованных в ближнем зарубежье - 3;

- тезисов научных конференций, опубликованных в РК - 11;

- статей, изданных в журналах  с импакт-фактором -   9;

- учебников, пособий для учителей, типовых учебных программ, рабочих тетрадей для школ РК-   7;

- учебных пособий для вузов - 5.

 

Преподавателями кафедры получены 11 свидетельств авторских прав в рамках НИР.  Также ППС кафедры в этом году получили 23 сертификата о прохождении курсов повышении квалификации в РК, в ближнем и дальнем зарубежье, что позволяет вносить в учебный процесс инновации и модификации.

Студенты и магистранты активно принимают участие в республиканских  олимпиадах, международных конкурсах и занимают призовые места.

 

Исследования, проводимые кафедрой определяются социальным заказом на научно-теоретическое и методическое обеспечение процесса обучения детей с ограниченными возможностями. Эти направления определяются также потребностями развития и управления социальной сферой системы специального образования. Области научных интересов сотрудников кафедры соответствуют основным направлениям специальной педагогики и специальностям по подготовке обучающихся: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика».

 

Особое место в научных исследованиях кафедры занимает вопрос обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке. В стране в последние годы идет активный процесс реформирования дошкольного и школьного образования в русле этнокультурного ориентирования обучения детей с ограниченными возможностями, формирования и развития личностных особенностей детей на основе казахской этнопедагогики и этнопсихологии. В данном случае кафедра специальной педагогики выступила инициатором научно-методологического обоснования содержания специального образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе.

 

ППС кафедры продолжается работа по разработке учебно-методического обеспечения процесса обучения детей с ограниченными возможностями на казахском языке в специальных (коррекционных) школах. Это имеет особое значение в социализации детей-казахов, имеющих какие-либо отклонения в развитии, их национальной идентификации. На кафедре разрабатываются также программы обучения, учебники и УМК для дошкольных и школьных специальных организаций образования с русским и казахским языками обучения.

 

Проводимая в рамках указанных видов работ научно-исследовательская деятельность отражает самые новые научные тенденции, является актуальной и позволяет совершенствовать систему подготовки научных и педагогических кадров в условиях бакалавриата, магистратуры и докторантуры, что способствует углублению как теоретической, так и практической, индивидуальной подготовки обучающихся, обеспечению их профессионализма, способности к творческому поиску.

 

Усиление интегративных процессов системы специального образования и педагогических вузов станет одним из перспективных инновационных ресурсов повышения качества образования детей с ограниченными возможностями, отразит его синергетический эффект. Включение технологии мониторинга кадров системы специального образования, базирующегося на ведении в автоматизированном режиме комплекса баз данных о потребностях областей в специалистах, количестве выпускников педагогических вузов, как обязательный, поможет оптимизировать стратегии развития единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями.

 

Преподаватели кафедры принимают участие в разработке учебных программ для специальных (коррекционных) детских садов и школ для детей с нарушениями слуха, интеллекта (УО, ЗПР), речи, ОДА, зрения.

 

ППС кафедры «Специальная педагогика» поддерживает связь с зарубежными и отечественными вузами:

1. Софийский Университет «Свети Климент Охридски» (ФНОИ), кафедра специальной педагогики (г. София, Болгария);

2. Московский государственный педагогический университет (Москва, Россия);

3. Российский Государственный Педагогический Университет им. А.Герцена (СПб, Россия);

4. Казанский федеральный университет (г. Казань, Россия);

5. Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (г. Киев, Украина);

6. Армянский государственный педагогический университет им. Х.Абовяна (г. Ереван, Армения);

7.Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (г. Ташкент, Узбекистан);

8. Академия специальной педагогики им.Марии Гжегожевской (г. Варшава, Польша);

9. Кыргызский государственный университет имени И.Арабаева (г. Бишкек, Кыргызстан);

10. Университет Шакарима (г. Семей, Казахстан);

11. Таразский региональный университет имени М.Х.Дулати (г. Тараз);

12. Южно-Казахстанский педагогический университет имени Озбекали Жанибекова (г. Шымкент);

13. Павлодарский педагогический университет им. А.Маргулана (г. Павлодар);

14. Жетысуский университет им. И.Жансугурова (г. Талдыкорган).