қазақша · русский · english
   
  Главная / СМИ о нас
20.09.2024

 

«Педагогический класс» – как стать учителем еще в школе

 

                

 

С ростом популярности профессии педагога в нашей стране в главном педагогическом вузе - Казахском национальном педагогическом университете им. Абая продумывают новые подходы к профориентации и более осознанному входу молодых людей в профессию. Одной из таких интересных инициатив вуза стал проект «Педагогический класс», направленный на подготовку будущих педагогов с учетом требований современности и в плодотворном партнерстве со школами г. Алматы, учащиеся которых проявляют живой интерес к педагогической профессии. Этот проект также интересен и тем, что эффективно решает вопрос дуального обучения, педагогической практики студентов. Сегодня университет находится в непрерывном взаимодействии с различными учебными заведениями: школами, лицеями, гимназиями и даже колледжами. Совместная практическая работа с ними - очень важный инструмент, способствующий повышению качества образования и подготовки высокопрофессиональных педагогических кадров для страны.

 

Проект «Педагогический класс» был запущен в 2022 году с целью ранней адаптации учащихся старших классов к педагогической сфере и стимулирования их интереса к профессии учителя. Он включает в себя разнообразные мероприятия для школьников, такие как креативные педпрактики, мастер-классы, тренинги для профессионального развития, дебаты, мини-исследования, творческие эссе. Эти инициативы помогают учащимся приобрести первичный опыт и лучше понять суть преподавательской деятельности.

 

На сегодняшний день заключены меморандумы с 16 школами города, в проекте участвуют более 200 школьников. Занятия проводятся высококвалифицированными преподавателями кафедры педагогики КазНПУ им. Абая, среди которых кандидаты педагогических наук, доктора PhD, магистры. Научно-методическое руководство осуществляет заведующая кафедрой педагогики.

 

На протяжении проекта каждый обучающийся получает возможность продемонстрировать свои элементарные психолого-педагогические знания, навыки и умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде и др.

На каждом занятии создаются коллаборативная среда, психологически комфортная атмосфера доверия и поддержки, условия для межличностного взаимодействия, самовыражения и приобщения обучающихся к будущей педагогической деятельности.


Всё это обеспечивает профессионально-личностное самопознание участников, их самоопределение и саморазвитие, даёт мотивацию для выбора профессии посредством осмысления и формирования целостного представления образа педагога Казахстана и специфики профессии педагога, анализа требований к профессиональной педагогической деятельности, профессионально значимым качествам личности педагога.


В начале учебного года проводится входная диагностика в виде тестирования. На уроках используются интерактивные методы обучения, презентации, защита постеров, фишбоун, черный ящик, Т-образный стол, «бортовой журнал», «горячий стул» и др. При отсутствии электронной доски с учащимися проводятся различные дидактические, сюжетно-ролевые, имитационные игры.

 

Обучащиеся имеют возможность проявить себя на каждом занятии. К примеру, группа школьников 10 класса Республиканской средней школы-интерната для одаренных детей им. Абая на уроке по теме «Выдающиеся педагоги Востока» импровизировали на уроке, делились новыми, ранее не опубликованными данными о взглядах восточных мыслителей на образование и воспитание, сделали инсценировки. В этой же школе ученик 10 класса за десять минут написал стихи, посвященные Магжану Жумабаеву.

 

На занятиях используются такие ресурсы, как Joуteка - для работы с видео, Padlet - для создания презентаций, платформа Canva, где можно проявить свой дизайнерский талант. Школьники просматривают отрывки из кинофильмов, видео о великих деятелях, педагогах-просветителях и учителях нашего времени, такие как «Ұлт ұстазы», «Мен жастарға сенемін», обсуждают эпизоды, читают отрывки из произведений («Мінсіз мұғалім») о педагогической работе, и, как результат, пишут аргументированные эссе. Учащиеся постоянно делятся впечатлениями от занятий, размышляют.

 

в Алматинской областной школе-интернате им. академика Ш. Смагулова обучающиеся педагогических классов провели целую неделю в роли помощников учителей-предметников.


По отзывам школьников, они прониклись значимостью роли учителя.

 

К организации деятельности педагогических классов привлекаются высококвалифицированные преподаватели КазНПУ им. Абая и эксперты в соответствующей профессиональной области, организовываются познавательные мероприятия, встречи с видными учеными-педагогами, ветеранами педагогогической деятельности. Так, в прошлом году были организованы встречи школьников с заслуженным педагогом Казахстана, ветераном отрасли Аягуль Миразовой, доктором физико-математических наук, профессором Мактагали Бектемесовым, доктором философских наук, профессором Актолкын Кульсариевой. Обучающиеся проявили живой интерес к их личностному и профессиональному становлению и отметили, что пример таких современников вдохновляет на активное и сознательное отношение к выбору профессии.

 

Сотрудничество с ведущими школами Алматы стало важным шагом в развитии образовательной системы города и страны. Педагогические классы становятся площадкой для взаимодействия студентов и школьников, обмена опытом и лучших практик, что способствует созданию обогащенной образовательной среды.

 

Инициативы и проекты, реализуемые КазНПУ имени Абая, подтверждают его стремление к постоянному развитию и совершенствованию. У студентов и преподавателей вуза есть возможность развития своих профессиональных навыков на различных тренингах и семинарах. В Abai University активно применяются современные образовательные технологии и методики, чтобы обеспечить качественное обучение и готовить учителей, способных соответствовать требованиям современного общества.

 

Сегодня проект «Педагогический класс» реализуется в пилотном режиме, но он уже доказал свою эффективность.

 

Университет в ближайшей перспективе планирует охватить около 500 школ г. Алматы и Алматинской области.


Конечно, реализация профильной подготовки школьников предполагает наличие оборудованного помещения, позволяющего проводить педагогические практикумы, ролевые игры, презентационные мероприятия, связанные с педагогической деятельностью, а также другие мероприятия с участием представителей профессионального сообщества. Всё это требует материальных и финансовых затрат.

 

Инициаторы проекта под руководством ректора КазНПУ им. Абая Болата Анапияевича Тлепова говорят о необходимости транслировать опыт на республиканском уровне.

 

«Необходимо создать нормативную базу, в том числе положения по организации педагогических классов (групп) на всех уровнях - вплоть до республиканского; развивать сотрудничество и взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих допрофессиональную педагогическую подготовку обучающихся общеобразовательных организаций и взаимодействие самих обучающихся через конкурсы, олимпиады, конференции, совместные проекты, стажировки и другие мероприятия; разработать и внедрить программу на республиканском уровне по развитию педагогических классов во всех регионах страны с обязательным целевым финансированием; формировать профессиональное сообщество, заинтересованное в реализации профильной психолого-педагогической подготовки школьников, в том числе наставничества и социального партнёрства», - считает Хайрулла Жанбеков, директор департамента по академическим вопросам.

 

Стране нужны педагоги в большом количестве, и от того, насколько эффективно будет выстроена профориентационная работа и дуальный процесс подготовки студентов по этому направлению, будет зависеть, какие учителя придут в наши школы уже в ближайшем будущем.

 

Материал подготовил

Александр ПЕТРУХИН



АННОТАЦИЯ

2022 жылы Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті «Педагогикалық сынып» жобасын іске қосты. Оның мақсаты - жоғары сынып оқушыларын педагогикалық салаға ерте бейімдеу және мұғалім мамандығына деген қызығушылықты арттыру. Жоба шеберлік сыныптары, тренингтер, пікірталастар, шағын зерттеулер, шығармашылық эсселер сияқты мектеп оқушыларына арналған іс-шараларды қамтиды. Бұл бастамалар оқушыларға алғашқы тәжірибе жинақтауға және оқытушылық қызметтің мәнін жақсы түсінуге көмектеседі.

 

 

20.09.2024

Источник: bilim.expert