қазақша · русский · english
   
Стратегия развития кафедры

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ
НА 2016-2020 ГОДЫ
В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КазНПУ ИМЕНИ АБАЯ

Разработчики
Жампеисова К.К. - д.п.н., профессор, зав.кафедрой
Кошербаева А.Н. - д.п.н., профессор
Колумбаева Ш.Ж.- к.п.н., профессор
Жумашева С.С. - к.п.н., доцент

Долгосрочное планирование работы общеуниверситетской кафедры педагогики построено на основании и в соответствии с утвержденной 30 ноября 2010года на заседании Ученого Совета университета «Стратегией развития КазНПУ им. Абая на 2011-2020г.г.»
Основные задачи кафедры педагогики на 2016-2020 годы определяются:
- ее ролью в воспитании нового поколения высокоинтеллектуальных, конкурентоспособных будущих учителей с развитым чувством национального самосознания, патриотизма, гражданственности, и социальной активности, способных к культурному диалогу в поликультурном, полилингвальном мировом сообществе;
- ее местом в университетской системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей по обеспечению структурных подразделений университета в потребностях преподавания блока педагогических дисциплин («Введение в педагогическую профессию», «История педагогики», «Педагогика», «Этнопедагогика» «Теория и методика воспитательной работы», «М.Е.», «Самопознание и др., а также педагогического сопровождения всех видов педагогических практик (на протяжении всех лет обучения студентов в вузе);
- важностью осуществления преподавания блока педагогических дисциплин на основе новейших научных достижений (как отечественного, так и зарубежного) в области педагогической науки;
- необходимостью повышения качества научных исследований ППС и обучающихся;
- значимостью расширения научной инфраструктуры и международного сотрудничества (развитием совместных научных исследований) с ведущими зарубежными и отечественными научными организациями и университетами.


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

Направление 1. Учебная, учебно-методическая работа кафедры
Главные приоритеты в организации учебной, учебно-методической работы кафедры на эти годы:
- повышение качества педагогического образования, профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в частности, в контексте разработанной учеными кафедры Концепции «Системная модернизация педагогического образования образования Республики Казахстан» (2015 г.);
- развитие устойчивого интереса студентов к учительской профессии;
- повышение роли педагогических дисциплин в деле формирования у студентов активной гражданской позиции, воспитания высокого уровня национального самосознания, патриотизма, национальной и культурной толерантности;
-совершенствование методического обеспечения учебного процесса на основе внедряемых в КазНПУ им. Абая норм и правил Болонской системы;
- развитие кафедры в качестве базового научно-методического центра преподавания педагогических дисциплин в Республике Казахстан;
- осуществление мероприятий, связанных с полновесной интеграцией кафедры в жизнь и деятельность университета: организация научно- методического семинара преподавателей педагогики высшей школы РК (разработка программы);
- участие в разработке концепций и программных документов развития образовательного процесса в университете и Республике;
- проведение организационно-методического переоснащения образовательного процесса для реализации перспективных технологий обучения и контроля его результатов;
- подготовка и издание учебников, учебных пособий, учебно-методических разработок и других учебно-методических материалов по педагогике, истории педагогики, самопознанию и др. с учетом обновленного содержания педагогического образования, мультимедийных учебно-методических комплексов по педагогическим дисциплинам для занятий студентов на всех факультетах университета (с использованием научно-методического потенциала всего коллектива кафедры), активизация усилий по грифованию учебных материалов в РУМС;
- активное участие в разработке образовательных программ бакалавриата, магистратуры, докторантуры педагогических специальностей составление и корректировка программ по читаемым ППС кафедры курсам, программ учебных и педагогических практик, экзаменационных билетов, тестов, вопросов входного и выходного контроля и других материалов учебно-методического обеспечения дисциплин кафедры на основе действующей кредитной технологии;
- повышения престижа педагогических дисциплин посредством разработки новых нестандартных курсов по педагогике, отвечающие запросам времени;
- разработка и внедрение в учебный процесс новейших образовательных технологий, информационно-коммуникационных технологий, активных форм и методов обучения; рецензирование учебных, методических и научных материалов; редактирование учебно-методической и научной литературы, проведение открытых занятий;
- постоянное изучение инновационного опыта вузов (отечественного и зарубежного) в области педагогического образования и внедрение его в практику университета;
- проведение ежегодных педагогических олимпиад, конкурсов педагогического мастерства среди студентов, создание дискуссионного клуба будущих педагогов;
- участие в мероприятиях, проводимых Управлением воспитательной работы университета со студентами, способствующие развитию профессионально-значимых качеств будущего учителя.

Направление 2. Научно-исследовательская работа кафедры

Для эффективного развития научно-исследовательской деятельности кафедры необходимо решение следующих основных задач.

Задача 1. Развитие совместных научных исследований с ведущими зарубежными и отечественными научными организациями и университетами
Решение этой стратегической задачи на уровне общеуниверситетской кафедры требует участия ППС кафедры в разработке и реализации основных научно-исследовательских проектов кафедры: 1) «Системная модернизация педагогического образования Республики Казахстан»; 2) «Научно-практические основы формирования национального самосознания будущих специалистов в системе высшего образования Республики Казахстан», а также планов совместных научных исследований, расширения академической мобильности преподавателей, приглашения ведущих ученых и т.д.
Задача 2. Повышение качества научных исследований ППС и обучающихся
Решению этой стратегической задачи на кафедральном уровне будет способствовать:
- увеличению числа публикаций, патентов; активизации участия ППС в международных и республиканских научных конференциях, симпозиумах, форумах; регистрация всех научных разработок в НЦ НТИ; включение научного университетского журнала «Вестник» при кафедре в международные базы.
- участие ППС кафедры в мировых рейтингах: программы, проекты, номинации, награды в области науки, технологии, образования -("The Name in Science" Award), сотрудничество с влиятельными общественными организациями, профессиональными научно-творческими союзами: международный Сократовский комитет, Европейская бизнес Ассамблея (EBA), Клуб Ректоров Европы (СRE), Оксфордское Академическое сообщество (OAS);
- международное тестирование -ІELTS TOFL и др.
- расширение охвата обучающихся НИРС и повышение их эффективности;
- развитие международного сотрудничества в области НИРС посредством привлечения иностранных студентов к участию на студенческих конференциях, совместных публикаций статей и пр.
- презентирование деятельности кафедры, с целью повышения имиджа вуза на международной арене, в международных изданиях.

Задача 3. Расширение научной инфраструктуры кафедры и международного сотрудничества
Решение этой стратегической задачи позволит повысить имидж, роль и значение кафедры в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров Республики Казахстан как на республиканском так и международном уровне.
Выполнению задачи расширения научной инфраструктуры кафедры и международного сотрудничества будут способствовать следующие мероприятия.
I. Сoздание при кафедре дистанционного Республиканского методологического семинара по актуальным проблема педагогического образования как для преподавателей вузов Республики, так и для молодых ученых (Школа молодого ученого).
II. Формирование ВНИК по научно-исследовательской теме кафедры.
III. Участие в деятельности научно-практического Центра по проблемам 12-летней школы НАО им. И.Алтынсарина.
IV. Участие в международных научных проектах, тренингах, научных семинарах по актуальным проблемам педагогического образования.
V. Установление делового взаимовыгодного сотрудничества с вузами-партнерами в учебно-методической и научно-познавательной деятельности в области педагогики: обмен профессорами, приглашение зарубежных ученых для чтения лекций по педагогике, прведение совместных студенческих и преподавательских конференций , организация и проведение совместных проектов.
VI. Повышение квалификации ППС кафедры за рубежом.
VII. Создание при кафедре научно-исследовательской лаборатории КазНПУ им. Абая (в перспективы МОН РК): «Научно-практические основы системной модернизации педагогического образования Республики Казахстан и формирования национального самосознания будущих специалистов в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» в организациях образования Республики Казахстан».
В состав данной лаборатории войдут ведущие ученые-педагоги, как отечественные, так и зарубежные, активно занимающиеся исследованием проблем профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, национального воспитания учащейся молодежи, развития у нее национального самосознания в частности.
Цель лаборатории: проведение исследований по актуальным проблемам педагогического образования Республики Казахстан в контексте трех важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел» - этноформирующей, гражданской и общенациональной, ориентированных на воспитание нового поколения интеллектуально развитых и конкуренто способных специалистов, будущих учителей в частности, с высоким уровнем национального самосознания, патриотизма, гражданственности и социальной активности, способных к культурному диалогу в поликультурном и полилингвальном обществе.
Основные направления деятельности лаборатории:
- сосредоточение усилий ППС кафедры в консолидации научных сил Республики Казахстан по разработке данной проблемы и взаимосвязанных с нею вопросами;
- изучение новейших научных достижений и практического опыта по профессионально-педагогической подготовке будущих учителей в обозначенном аспекте в отечественом и мировом образовательном пространстве;
- выявление реального состояния уровня подготовки будущих учителей в вузах Казахстана, сформированности у них национального самосознания (анкетирование, интервьюирование, опрос);
- разработка «Модели (системы) учителя XXI века» в контексте важнейших составляющих национальной идеи «Мәңгілік Ел»;
- разработка научно-обоснованых рекомендаций по внедрению дисциплины «Национальное воспитание «Мәңгілік Ел» в вузах Казахстана, как основы развития национального самосознания будущих специалистов, будущих учителей в том числе;
- разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества высшего педагогического образования Республики Казахстан в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел»;
- распространение научных идей и практических достижений лаборатории через выступления с докладами на международных и республиканских семинарах, конференциях по актуальным проблемам педагогического образования, национального, нравственно-духовного, патриотического воспитания будущих специалистов, публикацию в отечественных и зарубежных журналах с высоким ИФ, широкое освещение в СМИ;
- организация и проведение международных, республиканских конференций, методологических семинаров по актуальным проблемам формирования и развития личности будущего специалиста в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел».
Развитие концепта «Мәңгілік Ел» (в ближайшие 5 лет) в контексте совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей Республики Казахстан считать основным научно-исследовательским проектом кафедры педагогики на 2016-2020 г.г.