қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
15.02.2022

Abai University активно внедряет новые инструменты маркетинга

 


Известно, что маркетинг является ключевым элементом любого бизнеса. Как бы ни противилось наше сознание, сферу образования уже приходится рассматривать как бизнес, а не только как социальный проект.

 

Даже в советское время, задолго до легализации частного предпринимательства в Казахстане, существовали определенные образовательные бизнес-модели в виде репетиторства, автошкол, курсов кройки и шитья и т.д. С обретением независимости в стране начался активный процесс формирования и развития рыночных отношений одновременно с усилением конкурентной борьбы, в том числе и в сфере образования. Это стало причиной того, что возрос интерес к маркетингу, как философии и инструментарию предпринимательства.

 

Не так давно начатое практическое освоение образовательными организациями элементов маркетингового подхода сейчас продолжается очень интенсивно. Исследователи маркетинговой политики отрасли в качестве продукта высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг рассматривают образовательную программу как комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение социального положения потребителей данного сегмента рынка. Сейчас уже почти повсеместно в организациях высшего и послевузовского образования применяются маркетинговые инструменты для оценки и прогнозирования спроса на свои услуги, для информирования целевых аудиторий, формирования общественного мнения и совершенствования конкурентных позиций. Потребность в маркетинговых инструментах приводит к тому, что в организационной структуре управления современного вуза с необходимостью возникает специализированное подразделение, как и в случае с Abai University - отдел маркетинга.

 

Не секрет, что правительства ведущих стран мира считают одной из основных задач повышение конкурентоспособности экономики за счет развития качественных образовательных услуг. В условиях современных глобализационных процессов формируется международная система высшего образования, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных национальных систем. С подписанием Болонской декларации вузы Казахстана стали конкурировать не только в рамках страны, региона, но и всего европейского пространства высшего образования (ЕНЕА). Этот фактор также подстегивает процесс активного использования маркетинговых и рыночных инструментов. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих вузов наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности университета в условиях рынка является использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в продвижении своих образовательных услуг.

 

Abai University со своей 90-летней уникальной историей является первым высшим учебным заведением страны, лидером подготовки квалифицированных специалистов в педагогической и гуманитарной сферах. Университет в условиях конкуренции развивает стратегию проактивного маркетинга образовательных услуг, что включает четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также конкурентных преимуществ образовательных программ, с которыми он выходит на рынок. Поэтому основным направлением и задачами отдела маркетинга является повышение конкурентоспособности Abai University за счет объединения усилий вуза в области коммуникаций со стратегическими целевыми аудиториями; повышение эффективности продвижения бренда вуза в академической и бизнес-среде на международном и национальном уровнях; повышение узнаваемости университета путем формирования, развития и продвижения его имиджа, укрепления положительной репутации; выстраивание и реализация современного подхода к работе с абитуриентами, их родителями и учителями как приоритетной группой общественности, повышение качества приема в университет и другое.

 

Мы четко понимаем, что маркетинговая деятельность вузов не может сводиться к проведению отдельных рекламных акций во время вступительных кампаний, а инструменты маркетинга должны использоваться в процессе ежедневной деятельности. Полезным эффектом маркетинговой деятельности вуза являются устойчивый спрос на образовательный продукт вуза со стороны абитуриентов, возможность трудоустройства и карьерный рост выпускников, уровень квалификации молодых специалистов, соответствующий запросам потребителя. Конечная цель маркетинговой стратегии - формирование и развитие отличительных конкурентных преимуществ, положительного имиджа вуза.

 

В настоящее время перспективным направлением маркетинговой стратегии Abai University является концентрация ресурсов на новых перспективных исследовательских направлениях с акцентом на развитие наиболее продуктивных областей (research mainstream). Ресурсная поддержка должна оказываться в первую очередь перспективным исследовательским направлениям с усиленной международной составляющей (нейропедагогика, образовательная аналитика, цифровая и доказательная педагогика, искусственный интеллект в образовании и т.д.). А затем, исходя из результатов этих исследований, проведение обучающих семинаров для руководящего состава школ, колледжей. Заключение договоров с лучшими педагогическими вузами мира по обмену и стажировкам тоже будет работать на добавленную стоимость оказываемых нами услуг.

 

Стратегически ориентированное управление вузом предполагает системное выстраивание маркетингового комплекса задач, обеспечивающих организации устойчивое положение на конкурентном рынке. В связи со спецификой предоставления образовательной услуги (комплексность, участие потребителя, неразрывность процесса создания услуги и ее потребления...) среди инструментов маркетинга представляют особую значимость инструменты маркетинга отношений. Они включают в себя управление ценностью услуги, ее значимостью для потребителя; управление субъективным восприятием услуги, формированием устойчивого положительного образа услуги; управление потребительской лояльностью.

Для этого отделом маркетинга Abai University активно ведется работа по дальнейшему расширению и внедрению новых форм и инструментов digital-маркетинга, целью которого является создание четкого привлекательного образа университета в глазах существующих и потенциальных клиентов. Ключевые направления работы digital-маркетинга это и привлечение подписчиков, соответствующих целевой аудитории, и повышение вовлеченности (лайки, комментарии, просмотры страницы); это и трансляция ключевого сообщения и эмоционального настроения подписчикам в группах посредством таргетированной рекламы; это и увеличение лояльности подписчиков через непосредственную коммуникацию в комментариях и личных сообщениях и т.д. Учитывая необходимость в привлечении не только казахстанских абитуриентов, отдел маркетинга ежегодно проводит работу по интернационализации состава студентов, участвуя в международных образовательных выставках.

 

В заключение хотелось бы обратить особое внимание на необходимость регулярного мониторинга рыночной конъюнктуры, востребованность образовательных услуг, направлений спроса, деятельности конкурентов, а также на построение долгосрочных партнерских отношений с потребителями образовательных услуг.

 

Автор: Актолкын Кулсариева,

проректор по стратегии, цифровизации и интернационализации КазНПУ имени Абая

15.02.2022 г.

Источник: bilimdinews.kz