қазақша · русский · english
   
  Main / Mass media about us
20.04.2021

Приоритеты Abai University в подготовке кадров в области управления качеством образования, оценки и педагогических измерений

 

Качество образования сегодня прочно вошло в пул самых важных конкурентных преимуществ стран, претендующих на успешную интеграцию в мировой образовательный процесс и передовые роли. Критерий качества занимает стабильно ведущее место в ценностных ориентирах потребителей образовательных услуг и работодателей. Следовательно, современное профессиональное образование должно быть более отзывчивым к потребностям рынка труда и неожиданным вызовам последних десятилетий.

 

Очевидность происходящих событий требует конструктивных решений и в педагогической сфере. Подготовка будущих педагогов не может претендовать на успех, если она не соизмеряется с пониманием широкого контекста современной профессиональной деятельности, способностью не просто адаптироваться к изменениям, но и выстраивать собственные позиции на образовательном рынке.

 

КазНПУ имени Абая как главный педагогический вуз страны сегодня акцентирует внимание на выборе и поддержке таких эффективных образовательных стратегий и инвестиций, которые имели бы долгосрочный и мультипликативный эффект.

 

В этом плане следует отметить проектирование образовательных программ как одно из серьезных направлений в деятельности вуза. Примером быстрой настройки и реконфигурации образовательных программ Abai University является внедрение с 2017-2018 уч.г. магистерских программ «Педагогические измерения» и «Менеджмент в образовании». Если охарактеризовать академическую привлекательность данных программ, то нужно отметить следующее:

- образовательные программы разрабатываются и реализуются в рамках совместной образовательной деятельности с зарубежными партнерами. «Менеджмент в образовании» совместно с кафедрой «Управление образованием и кадровый менеджмент» РГПУ имени А.Герцена (Россия, Санкт-Петербург). Также следует отметить тесное сотрудничество с отечественным вузом AlmaU, «Педагогические измерения» совместно с МГПУ (Россия, Москва);

- актуальность программ для выпускников бакалавриата педагогики и психологии, желающих углубить свои знания и расширить сферу будущей профессиональной деятельности;

- конкурентоспособность программ для выпускников бакалавриата и магистратуры, желающих «достроить» свои знания и компетенции в другой области, а также получить дополнительно master`s degree;

- индивидуальный дизайн образовательных программ, позволяющий необходимые образовательные решения, внедрение цифровых технологий и др.

В целом программы нацелены на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, потребностям общества и современного потребителя.

 

Более подробно следует остановиться на опыте сетевого взаимодействия и ресурсах online-обучения по программе «Педагогические измерения», осуществляемой на базе партнерства с институтом стратегических исследований МГПУ (Москва).

 

После подписания вузами официального Соглашения о реализации совместной образовательной деятельности (№50-786/07-03 от 31.07.2018 г.) развернут целый спектр мероприятий, предопределивший успех реализации программы:

- гармонизированы модульно-образовательные компоненты и рабочие учебные планы;

- расписана персональная карта компетенций;

- конкретизированы и запланированы ежегодные академические и научно-прикладные мероприятия и др.

 

Программу обеспечивает качественный преподавательский состав с обеих сторон.

 

Серьезная работа осуществлена по разработке учебно-методических комплексов дисциплин. Рабочая группа во главе с профессором Вачковой С.Н., директором Института системных проектов МГПУ, кандидатом психологических наук, доцентом Айгуновой О.А., со стороны КазНПУ имени Абая руководителя ОП и профессоров Кошербаевой А.Н., Сарсенбаевой Л.О., Жундыбаевой Т.Н. подвергла комплексному анализу содержание всех профилирующих дисциплин, в том числе:

- современные подходы к оценке качества образования;
- основы педагогических измерений: квалиметрия, тестология;
- проектирование измерительных средств в образовании;
- мониторинг и система психолого-педагогических измерений;
- мировой опыт организации экзаменов с высокими ставками;
- развивающая оценка качества школьного образования (SAM) и др.


Следует отметить, что известные профессора института системных проектов МГПУ в области измерений качества И.Шиян, В.Львовский, А.Иванова, И.Воробьева, А.Медведев и др. являются соруководителями и консультантами магистерских диссертаций, участвуют в процедуре обсуждения и защиты (по итогам 2019-2020 уч.г). Тематики диссертационных исследований достаточно интересны и охватывают актуальные научные вопросы: современные инструменты измерения и оценки в управлении качеством, интеграция школьников в международные исследования по достижению образовательных результатов, функциональная грамотность школьников, психолого-педагогическая поддержка учащихся при подготовке к ЕНТ и др.

 

Сотрудники лаборатории профессионального развития в образовании МГПУ систематически через Facebook и другие социальные сети знакомят наших магистрантов и преподавателей с результатами научных исследований по разным аспектам измерения образовательной среды, ежеквартально предоставляя дайджест с подборкой лучших публикаций.

 

Достаточно серьезным мотивирующим инструментом для обучающихся и ППС КазНПУ имени Абая является прохождение стажировки на базе школ г.Москвы. Выпускники программы 2020 г. получили прочные умения по индикаторам измерения, оценки и мониторинга, подробно изучая имеющийся опыт (февраль, 2019 г).

 

В условиях Covid-19 продумываются разные формы стажировки с продуктивным использованием online-площадок и тренинговых патнер-ресурсов, а исследования проводятся непосредственно на базе практик. Магистрант Бегимбетова Г. экспериментальную часть диссертационного исследования по КИМу (контрольно-измерительные материалы) полностью апробировала в центре тестирования университета и получила реальные результаты, наблюдая за процессом организации различных форм экзамена в onlinе-формате.

 

Совершенствованию профессиональных компетенций обучающихся и научных достижений ППС способствуют ежегодные научно-практические мероприятия. За период сетевого партнерства проведены обучающие семинары, организованы дискуссионные площадки, выступления ППС и обучающихся на международных симпозиумах и форумах по проблемам качества образования. На примере следующих совместных мероприятий можно проследить динамику и системность плодотворной деятельности:

- Круглый стол по вопросам сотрудничества и обмена опытом «Психолого-педагогическое образование и наука в современном мире: пути интеграции» (10 апреля 2018 г. КазНПУ имени Абая);

- Ежегодный международный симпозиум «Образование и мегаполис: партнерство для устойчивого успеха» (14-16 мая 2018 г. МГПУ, г. Москва);

- Научный семинар «Управление системой оценки качества общего образования» в рамках Международного форума ЕАПУ «Проблемы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации» (октябрь, 2018 г., г. Алматы);

- VII Ежегодная международная конференция ЕАОКО (Евразийской ассоциации оценки качества образования) «Оценка качества на разных уровнях образования» (октябрь, 2018 г., г. Душанбе);

- Всемирный конгресс по оценке качества (октябрь, 2019г., Баку);

- Международный семинар «Система оценки образовательной среды ECЕRS-R» на базе ДОУ, ясли-сад № 96 г. Алматы (декабрь, 2019).

 

Анализ реализации программы «Педагогические измерения» сегодня предоставляет возможность констатировать о полезном партнерстве и осуществлении ценной деятельности для развития отечественного педагогического образования. В нынешней ситуации магистранты продолжают получать качественные знания как в пределах конкретного учебного модуля, так и дополнительно в разрезе разнообразных online и ofline ресурсов. В конце марта завершился двуэтапный семинар по международным шкалам измерения развивающей и образовательной среды ECERS и SACERS, стартовавший в феврале 2021 г. По итогам семинара, организованного лучшими практиками МГПУ, магистранты 1 и 2 курса получили конструктивные знания по работе с эффективными инструментами измерения и оценки качества дошкольного и среднего образования. Магистрант Ермагамбетова Майра получила зарубежный сертификат фонда «Университет детства», позволяющий в дальнейшем выступать экспертом в оценке деятельности ДОО.

 

Перспективы и ожидания. В настоящее время система образования Республики Казахстан остро нуждается в специалистах в области оценки качества образования. Отрадно, что опыт подготовки магистров в этом направлении имеется в КазГосЖенПУ. Подготовка специалистов в этом университете направлена на осуществление экспертной деятельности в области педагогических измерений, включающую создание и использование педагогических тестов, методов шкалирования и обработки статистических данных в системе высшего образования.

 

Отличие программы КазНПУ имени Абая в том, что она осуществляется в тесном сотрудничестве при сетевом взаимодействии с зарубежным вузом и концентрируется на оценке и мониторинге образовательных результатов, нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих технологиями проектирования, внедрения и управления современных систем оценки качества образования в практику работы всех образовательных организаций.

 

С 2020 г. дисциплина «Педагогические измерения», согласованная с МГПУ, поэтапно вводится в учебный процесс практически всех направлений подготовки университета. Преподавание планируется осуществлять в инновационно-ориентированной образовательной среде с применением инновационных образовательных технологий модульного, концентрированного, компьютерного обучения и контроля и др.

 

Таким образом, освоение программ «Менеджмент в образовании» и «Педагогические измерения» позволяет магистрантам сформировать целостную модель деятельности в сферах проектирования и управления системой оценки и мониторинга качества образования, дает возможность осознанно участвовать в проектных исследованиях.

 

Кроме того, академические достижения Abai University в реализации таких совместных программ создают хорошую возможность для региональных университетов, демонстрируя качественные образовательные услуги своим потребителям по модели консорциума.

 

Совершенствование прикладных аспектов вышеназванных программ видится в ближайшем будущем через становление Центра академического превосходства Abai University, инициируемое МОН РК. Поддержка педагогических университетов в плане оснащения передовыми лабораториями стала бы своевременной мерой, нацеливающей на реализацию востребованных программ профессиональной подготовки, в которых сегодня нуждается образовательный рынок страны.

 

Автор: Айгерим Кошербаева,
профессор КазНПУ имени Абая

20.04.2021 г.

Источник: bilimdinews.kz