қазақша · русский · english
 
 
 
30.09.2021

Новые тренды современного образования

 


 

Казахстан уже давно вошел в мировое образовательное пространство, но чтобы соответствовать принятым стандартам, необходимо всегда быть на плаву, государство и общество должны постоянно развиваться.


Аксиомой развития является повышение уровня человеческого капитала через предоставление возможностей получения высококачественного образования.


В первую очередь это касается подрастающего поколения, более восприимчивого к инновациям, и это обязательно должны учитывать педагоги.

 

Их основная задача - не только научить детей писать и считать (а теперь и программировать), но и помочь каждому ребенку раскрыть свои возможности, чтобы он с малых лет ощущал себя личностью, смог достойно реализовать свой потенциал в будущем и всегда стремился к самосовершенствованию.

 

За контентом как таковым угнаться в современном информационном обществе практически невозможно. Функциональная грамотность - вот тренд современного мирового образования, позволяющий развиваться обществу в дальнейшем. От умения ребят эффективно оперировать в быстро меняющемся мире зависит будущее любого государства.

 

Конкуренция за хорошую работу и инновации уже не будет ограничиваться одним городом и даже одной страной. Подрастающие казахстанцы должны конкурировать на глобальном уровне, это не просто пожелание, это необходимость не такого уж далекого будущего.

 

Образование было и остается дверью в мир больших возможностей. В стране достаточно активно ведется работа по внедрению в систему школьного образования самых передовых идей и педагогических технологий. Повышая качество знаний наших школьников, мы тем самым готовим их к миру гораздо более сложному и быстрому нежели тот, в котором жили мы. В идеале все выпускники казахстанских школ должны быть конкурентоспособными.

 

Конкуренция за хорошую работу и инновации уже не будет ограничиваться одним городом и даже одной страной, а соответствовать международному уровню. Для этого необходимо внедрить в школу современный государственный образовательный стандарт, обеспечить в соответствии с ним высокопрофессиональных специалистов и достойное материально-техническое оснащение, обеспечить учебниками нового поколения, максимально модернизировать среднее образование. Эта работа уже начата и должна принести свои плоды в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

В развитии образования в последние годы наметилось несколько новых трендов, и их необходимо отметить. Учитывая то, что многие из трендов уже знакомы педагогам, я просто коротко остановлюсь на некоторых из них.

 

Среди современных трендов в образовании хотелось бы отметить использование открытых онлайн-ресурсов, которые включают в себя десятки тысяч видеоинструкций на любую тему школьной программы. Например, многие учителя успешно используют такой известный ресурс, как Академия Хана, более того, пандемия привела к оцифровке большого количества школьного материала.

 

При наличии таких открытых ресурсов и собственных разработок возможно более широкое применение технологии смешанного обучения flipped classroom. Этот формат уже знаком многим учителям и особенно активно используется в нынешних условиях.

 

Геймификация обучения говорит на языке, понятном детям, незаметно вовлекая их в процесс формирования знаний, умений и навыков. Некоторые учителя используют игровой подход в действии, применяя различные онлайн-игровые платформы. Так, класс может быть разделен на группы, состоящие из разного рода мифических персонажей: орков, эльфов, волшебников и алхимиков и тому подобных, понятных только школьникам существ. Полностью вовлекаясь в учебный процесс, получая баллы опыта, манны, «прокачивая» своих персонажей за правильные ответы, дети полностью погружаются в учебный процесс, который уже не рассматривается как что-то скучное. Ученики объединяются, пытаясь вызволить своих соратников из плена после неудовлетворительного ответа. Помнится, мой сын был очень счастлив похозяйничать в здании своей школы, созданной старшеклассниками в игре Minecraft.

 

Я верю, что будущее именно за дополненной реальностью. Многие, наверное, видели книги, открывая страницы которых читатель видит трехмерное полностью анимированное и озвученное изображение на своем гаджете. Представляете, какие возможности это зарождает для активного обучения! Широко распространены трехмерные виртуальные модели (клеток, животных, молекул, планет, человеческих органов), используемые в зарубежных школах. Сейчас в поездках за рубежом достаточно навести видео­камеру на текст на иностранном языке, чтобы Google-линза совместно с переводчиком сделали за вас всю работу по переводу с неизвестного языка.

 

Развитие онлайн- и мобильных технологий открывает возможности для персонификации обучения. Доселе сложно реализуемые методы дифференцированного обучения, когда каждый ученик прогрессирует со свойственной ему скоростью обучения, становятся вполне реальными.

Крупные массивы данных (Big Data) - это еще одно полное возможностей направление развития образования. Даже самое малейшее действие ученика в виртуальном пространстве может сейчас быть проанализировано подробно и с высокой точностью. Это огромное поле для исследователей в сфере образования, способных работать с крупными массивами данных.

 

Искусственный интеллект уже прочно вошел в нашу жизнь. Дети легко общаются с такими техническими новшествами, как Google, Алиса, Siri, Alexa (Apple Siri, Amazon Alexa, Google Assistant, Microsoft Cortana). Искусственному интеллекту достаточно лишь несколько секунд, чтобы понять и ответить на правильно заданный вопрос. Это веяние пока не сильно развито в системе среднего образования, но воспринимать его стоит очень и очень серьезно.

 

Можно, конечно, еще долго обсуждать крупномасштабные инновации, которые стремительно приходят в казахстанскую школу. Но вместо этого я хотел бы поднять, на мой взгляд, более важный вопрос. Какими должны быть сегодняшний учитель и его коллега из недалекого будущего?

 

Это Учитель (намеренно с заглавной буквы), способный использовать различные методы активного обучения, которые будут инклюзивными, ориентированными на студентов и результаты.

 

Это Учитель, способный обучить общество через нынешних детей, как нужно относиться к людям с различными физическими и эмоциональными особенностями и потребностями.

 

Учитель, созидающий не только институт школы, но также и экономику, инновации, прорывные технологии, духовное содержание общества, его демократический костяк и другие аспекты общественной жизни. В руках такого учителя буквально находится будущее нации, как бы банально и избито это не звучало.

 

Учитель, который обучается в течении всей жизни и постоянно повышает свою квалификацию. Учитель, для которого диплом педагога является ключом в прекрасным мир образования, где есть масса возможностей для профессионального роста, возможностей, которые он стремится использовать.

 

Учитель, обучающий не только школьников, но и более молодых коллег. Учитель, готовый делиться знаниями с ними не только в своей школе, но и за ее пределами.

 

И в завершение - самое главное. Учитель - это духовно-нравственный ориентир для ребенка, способный привить нашим юным гражданам краеугольные ценности казахстанского общества.

 

В недалеком будущем, в мире кибернетики, искусственного интеллекта, квантовых компьютеров, генной инженерии, колонизации Марса, в первую очередь учитель должен обладать человечностью и моральным стержнем, основы которых он закладывает у подрастающего поколения.

 

 

Автор: Дархан Билялов,

председатель правления - ректор КазНПУ имени Абая

30.09.2021 г.

Источник: vecher.kz




Вернуться назад