қазақша · русский · english
 
 
 
22.01.2020

Abai University планирует повысить социальную ответственность и стать исследовательским университетом

 



Мы продолжаем беседу с Такиром Оспановичем Балыкбаевым, ректором Казахского национального педагогического университета имени Абая (Abai University). В прошлом материале мы говорили о профессии и статусе педагога, качестве подготовки специалистов сферы образования, новых правилах назначения руководителей вузов и изменениях в сфере высшего образования. Также ректор рассказал, как университет решает вопрос отсутствия практики у молодых учителей и укрепляет связь со школами. А этот материал будет интересен тем, кто хочет узнать о стратегии и планах развития кузницы педагогов, а также каким образом КазНПУ усиливает социальную ответственность и намерен стать исследовательским университетом.

 

Такир Оспанович, расскажите о планах КазНПУ в ближайший год


В 2017 году мы очень серьезно подошли к разработке стратегического развития университета и подготовили план до 2025 года. В 2018 году стартовали работу по реализации поставленных задач. В моем понимании этот документ должен лечь в основу дальнейших планов КазНПУ. Если я буду представлять свой проект в конкурсе, думаю, не буду далеко отходить от принятой стратегии, поскольку там мы определили базовые точки по развитию вуза.

 

 

Первое направление - постоянная работа над качеством образовательного процесса. Основная задача университета - предоставлять образовательные услуги. КазНПУ является ведущим университетом в области подготовки учителей. Наша ценность для потребителя - это подготовка педагога 21 века. Чтобы на качественном уровне отвечать требованиям рынка, мы проводим научные исследования, изучаем современные тенденции. На основе этих исследований разрабатываем передовые образовательные программы. Мы намерены к 2025 году стать лидером педагогического образования в странах СНГ. Сегодня по рейтингу QS КазНПУ занимает 1-е место среди педагогических вузов страны, и стоит на 106 месте (Мировой рейтинг университетов Quacquarelli Symonds (QS) по развивающимся странам Европы и центральной Азии). Мы считаем, что для нас это хороший показатель, но признаем, что по многим пунктам еще нужно подтянуться.

 

 

Второе направление развития - это исследование и наука. Мы планируем, что наш университет будет исследовательским и для этого принимаем определенные шаги. Увеличиваем финансирование научных исследований за счет собственных средств, привлекаем ученых из других организаций. В университете функционирует Департамент науки, Диссертационные советы, Совет молодых ученых. На сегодня по бюджетной программе «Грантовое финансирование научных исследований на 2018-2020 годы» выполняется 23 проекта. Двое наших ученых вошли в Генеральный рейтинг лучших 50 педагогов среди профессорско-преподавательского состава вузов страны. Среди преподавателей университета есть обладатели премии имени К.Сатпаева, номинации «Best Researcher in Social Sciences» от Scopus Award. В 2018 году мы запустили STEM-парк, на базе которого готовим специалистов по робототехнике и мехатронике.


Третья точка развития - университет должен быть цифровым. Это обязательное требование нашего времени. Концепцию цифрового университета мы приняли относительно недавно и будем работать в этом направлении, хотя уже сделаны некоторые вещи. В 2017 году начал работать Цифровой центр обслуживания студентов «Шапағат», в котором учебно-образовательные услуги осуществляются по принципу «одного окна». В 2018 году центр Карьеры разработал мобильное приложение по поиску работы для выпускников КазНПУ.

 

 

Четвертая большая цель - университет должен быть социально-ответственным. Это не только то, что наши ребята ходят в интернаты и детские дома для оказания им помощи. Мы хотим быть более продвинутыми в этом направлении, изучаем опыт зарубежных стран. К слову, в октябре в стенах КазНПУ при участии Агентства РК по противодействию коррупции открылся социальный проект «Ізгілік елшісі» («Акселератор добра») по оказанию помощи нуждающимся семьям.

 

Но хочу подчеркнуть, что позиция социальной ответственности университета в первую очередь касается самих студентов. У нас полностью от оплаты обучения освобождены сироты. Если инвалиды, дети инвалидов или дети из многочисленных семей не смогли поступить на грант, то мы им предоставляем скидки на оплату за обучение.

 

С другой стороны университет работает над качественным приемом, привлекая лучших выпускников школ и колледжей. Для обладателей «Алтын белгі» даем 100% скидку в первый год обучения, для обладателей аттестата с отличием - 50% скидку в первый год обучения.

Таким образом, если в прошлом году более 500 студентов получили скидки на оплату обучения, то в этом году 600-700 студентов получают льготы на сумму более 400 млн тенге.


Также свою позицию в плане социальной ответственности мы хотим усиленно развивать для детей с особыми образовательными потребностями. У нас есть специальность «Дефектология», есть центр Инклюзивного образования. В рамках этих двух направлений мы работаем и со студенческой молодежью и с особенными школьниками.

 

 

Пятая цель - университет должен быть открытым, а также мы должны обеспечить комфортные условия для проживания. По комфорту общежитий, понятно, - они зависят от инфраструктуры. По открытости мы принимаем шаги. В блоге ректора стараюсь реагировать на любые вопросы. Помимо этого проводятся различные открытые встречи с преподавателями, со студентами и их родителями. В прошлом году создали студенческий ректорат, который выступает связующим звеном между мной и студентами. Для развития открытости мы сейчас начали активно выходить в социальные сети.

 

Какие на сегодня есть сложные задачи в КазНПУ? Что предпринимается для их решения?


В университете задач много и они непрерывные. Когда мы в 2017 году разработали стратегический план развития до 2025 года, пришли к выводу, что на все нужно смотреть с новой стороны и уметь перестраивать работу. Это касается всего: вопросов менеджмента и преподавания. Время формирует новые вызовы и мы должны им соответствовать. В менеджменте это большая проблема - оперативно и безболезненно менять старый уклад и перестроится на новый. К примеру, ходил наш профессор на работу, у него уже сложилось видение, есть планы и программы. А мы в этом году придумали новые образовательные программы, 30 часовые отработки в школе, и т.д. И здесь каждый из нас сталкивается с проблемой выхода из зоны комфорта. Если мы не выйдем из этого состояния, то мы не решим поставленные задачи и не добьемся тех целей, которые обозначили в стратегии.


Другая проблема - это несоответствие средств с намеченными целями. Есть много задач, но не всегда хватает средств. Единственным доходом у нас является оплата за обучение, а она не менялась последние 3 года. Других источников финансов у нас нет. Ограниченность финансовых средств хорошо решается на западе за счет сильных советов попечителей, альянсов выпускников. В этом направлении мы только начинаем работать. В целом к любым вопросам и задачам в университете стараемся подходить последовательно, изучаем разные подходы, открыто принимаем замечания и предложения всех сторон.

 

Благодарим Такира Оспановича Балыкбаева за открытую беседу. О том, как КазНПУ решает вопрос отсутствия практики у молодых учителей и укрепляет связь со школами можете прочитать в первой части интервью.

 

Также Вашему вниманию предлагаем интервью со студенткой КазНПУ - Тамирис Есенгельды. Она рассказала о важности своей будущей профессии и объяснила, почему хочет стать дефектологом.

 

 

22.01.2020 г.

Источник: edu.org.kz

 

 




Вернуться назад