қазақша · русский · english
 
 
 
22.01.2020

 

О важных изменениях в педагогическом вузе рассказал Такир Балыкбаев, ректор КазНПУ

 



О профессии педагога, новых правилах назначения руководителей вузов и изменениях в сфере высшего образования мы побеседовали с профессором Такиром Балыкбаевым, ректором Казахского национального педагогического университета имени Абая (Abai University). Интервью получилось объемным и состоит из двух частей. В этом материале мы говорили о статусе педагога и качестве подготовки педагогических кадров. Также вы узнаете о новшествах - как КазНПУ решает вопрос отсутствия практики у молодых учителей и укрепляет связь со школами. Во второй части интервью ректор рассказал о стратегии и планах развития кузницы педагогов. Он особо подчеркнул, что университет усиливает социальную ответственность и намерен стать исследовательским.

 

О профессии педагога

 

Наши студенты осознанно выбирают профессию учителя - Такир Балыкбаев, ректор Abai University

 

Такир Оспанович, расскажите о повышении статуса педагога. Что предпринимается в КазНПУ в этом направлении?

 


Когда Елбасы дал задание подготовить проект закона о статусе педагога, у нас были определенные наработки и наши юристы, педагоги первыми подготовили свои предложения для МОН РК. Работая над проектом, мы поняли, что закон должен быть шире, чем просто вопрос о повышении социального статуса учителя в обществе. Очень много юридических нормативных документов, связанных с правами, деятельностью и обязанностями педагога. Мы довольны тем, что многие наши предложения были приняты.

 

 

Поскольку закон о статусе педагога много раз обсуждали, не буду выделять все пункты. Выделю лишь один момент. Недавно смотрел выступление кандидатов в президенты США, там в 2020 году пройдут выборы. Знаете, главным вопросом кандидата от демократической партии было то, что учителя должны получать достойную зарплату. По этой же теме в Нидерландах осенью 2019 года прошло масштабное выступление педагогического сообщества, они требовали повысить оплату за свой труд. На самом деле материальное обеспечение учителей - очень важный момент не только в нашей стране. И мы, педагоги и студенты КазНПУ, очень довольны тем, что Президент Касым-Жомарт Токаев принял решение о повышении зарплаты учителей в 2 раза в ближайшие 4 года. Думаю, это даст положительный эффект на приток молодых, высококвалифицированных педагогов в школы. Своим первокурсникам мы объясняем, что через 4 года, они выйдут на работу с другой зарплатой: их оклад будет в два раза выше текущего. Поэтому те шаги, которые предпринимаются сегодня, и само принятие закона серьезно повлияют на общество и на самих педагогов.

 

Материальное обеспечение учителей - очень важный момент не только в нашей стране. И мы, педагоги и студенты КазНПУ, очень довольны тем, что Президент Касым-Жомарт Токаев принял решение о повышении зарплаты учителей в 2 раза в ближайшие 4 года. Это даст положительный эффект на приток молодых, высококвалифицированных педагогов в школы.

 

Со своей стороны хочу отметить, что для улучшения качества образования и поддержки наших педагогов мы увеличили их заработную плату в 2019 году в среднем на 41%.


Скажите, пожалуйста, на педагога идут осознанно или по принципу "много грантов и больше шансов выучиться бесплатно"?

 

Я думаю иначе и могу уверенно сказать, что ребята осознанно выбирают педагогическую специальность. Ведь есть другие образовательные программы, где вступительные баллы низкие. К тому же с 50 баллами можно пойти на платное отделение, выбрав другую специальность. Наши студенты выбирают педагогику не из-за грантов, а потому что у них есть какие-то ориентиры. Вспомните себя в школе. Хороший школьный учитель - всегда пример для своего ученика. Можно сказать, что дети растут в школе, поскольку они там проводят 11 лет, глядя на своих учителей. Ученики получают от своего учителя не розги и ругани, как нам хотят представить, и не только знания, на самом деле они получают большую часть воспитания в школе. Мы все так выросли. У нас в стране 350 тысяч учителей, для своих детей они могут быть примером. Поэтому дети учителей чаще всего выбирают педагогическую специальность. Когда мне говорят, что на педагогическую специальность идут только из-за низкого порогового балла, я абсолютно не согласен. Думаю, что у них у всех "жүрегінде бір от бар, мұғалімдікке талпынысы бар" (есть огонь в сердце и стремление к учительству). Ведь у каждого в жизни свое призвание, и ни деньги, ни карьера не сделают человека счастливым, если он не нашел себя.

 

 

На какие специальности в КазНПУ спроса больше, а на какие меньше? И какую долю из них занимают педагогические специальности?

 

По нашей стратегии мы ставили цель, что в 2025 году количество обучающихся должно быть не менее 10 000. Благодаря хорошему приему в прошлом и текущем учебном году, мы смогли добиться этой цели. Сейчас в КазНПУ чуть больше 10 000 студентов. Есть ребята, которые обучаются по экономике, юриспруденции и другим популярным программам. На физико-математическую специальность тоже хорошо идут. Но у нас наиболее популярные направления - это педагогические специальности: педагогика и психология, педагогика начального обучения, иностранный язык, дефектология, казахский язык и литература. Это видно и по цифрам. По плану выпуск в 2020 году составит 1800 специалистов по программе бакалавриата, из них 1500 - это будущие учителя школ. Когда мы определили, что миссия нашего университета - подготовка педагогов 21 века, пришлось, честно говоря, долго обсуждать со всеми. В 90-ые в начале 2000-ых наш университет начал развиваться в сторону классического университета, когда есть и естественно-научные, и гуманитарные, и педагогические направления. В сознании людей сложилась эта идеология, что мы должны развиваться как классический университет. Но мы сказали, что подготовка педагогов - это наша главная миссия и задача. А вокруг него пусть развиваются другие специальности.

 

Подготовка педагогов - это наша главная миссия и задача.

 

Мы ежегодно делаем ревизию и оцениваем непопулярные в нашем вузе специальности. Если на них нет спроса, то, конечно, мы корректируем свои программы.

 

Наверное, в этом и есть гибкость управления и академическая свобода?

 

Конечно, вуз должен постоянно смотреть на современные вызовы и требования. Мы постоянно должны изучать новые подходы в науке, в методике. Плюс к этому, просто появляются новые направления и специальности. Наверняка мы на следующий год должны будем открывать очень много новых программ, которые связаны с требованием времени. В прошлом году запустили образовательные программы, связанные с робототехникой и мехатроникой, потому что в школу уже пошла робототехника. Мы не можем сидеть и ждать, поэтому всегда следим за тенденциями и внешними запросами.

 

 

Как вам удается привлекать лучших выпускников?

 

В текущем учебном году к нам поступили 320 абитуриентов с «Алтын белгі», 182 - с аттестатами отличия, а также 150 выпускников колледжей с дипломами отличия. Но это не означает, что на остальной контингент не обращаем внимания. Мы работаем со всеми. Учебный процесс должен идти в комплексе. С одной стороны мы должны привлекать лучших, с другой стороны - улучшать образовательные программы и создавать условия, чтобы студенты реализовывали свои таланты. И тогда из них выйдут хорошие специалисты. Мы обращаем серьезное внимание на личностное развитие и предлагаем различные элективные курсы, создаем возможности, чтобы студенты всесторонне развивались: занимались спортом, изучали искусство. У нас часто проводятся спартакиады и есть курсы по художественной самодеятельности. Мы развиваем спорт и культуру, потому что сегодняшний студент завтра пойдет учителем в школу. И если он будет работать в селе, то там будет развивать и спорт, и культуру, помимо преподавания своего предмета. Наши выпускники - не просто будущие учителя, они носители культуры, которую впитывают здесь. Поэтому мы в университете развиваем не только профессиональные навыки, но и стараемся прививать общечеловеческие ценности.

 

Наши выпускники - не просто будущие учителя, они носители культуры, которую впитывают здесь. Поэтому мы в университете развиваем не только профессиональные навыки, но и стараемся прививать общечеловеческие ценности.

 

А как насчет практики? Сейчас молодые учителя сталкиваются с тем, что их не принимают в школы из-за отсутствия опыта


Здесь есть проблема, согласен. Мы обсуждали ее и в этом учебном году приняли нововведение. В 2020 году наши четверокурсники завершают учебу. Раньше у выпускного курса практика была в течение десяти недель. Сейчас они 4 раза в неделю ходят в школы, а 2 раза проходят теоретическое обучение в вузе, т.е. у них практика будет в течение учебного года. Мы работаем со студентами, разъясняем им ситуацию. Думаю, это коренным образом изменит всю практическую подготовку учителей. Ведь если студент в течение всего года будет ходить в школу, получается он там работает. Следовательно, у такого дипломированного специалиста с опытом работы не должно быть проблем с трудоустройством.

 

 

Мы не только для студентов улучшаем практические навыки. Есть такое мнение, что профессора и университеты не знают, что происходит в школе, и будущих педагогов обучают оторвано от реалий школьного процесса. В связи с этим в начале учебного года наш ученый совет решил, что каждый преподаватель-профессор должен 30 часов в год работать в школе: преподавать, проводить факультативы, руководить научными проектами, проводить олимпиады, и т.д. Эта 30 часовая нагрузка будет засчитываться в университете. Теперь все наши профессора пойдут в школы, посмотрят процесс и соответственно обновят свои образовательные программы.

 

Есть мнение, что профессора и университеты не знают, что происходит в школе, и будущих педагогов обучают оторвано от реалий школьного процесса. В связи с этим в начале учебного года наш ученый совет решил, что каждый преподаватель-профессор должен 30 часов в год работать в школе: преподавать, проводить факультативы, руководить научными проектами, проводить олимпиады, и т.д.

 

Школы готовы принимать ваших студентов и профессоров?


Мы с ними уже работаем. Это не приведет к высвобождению учителей из школ, их часы и объемы останутся при них. Наши педагоги будут работать вместе с ними. Будет хорошая помощь школе и практика для всех. Ведь с детьми будут работать профессора. А наши педагоги могут привлекать к нам лучших выпускников, работая с ними в школе.

 

Об избрании ректоров через конкурс


Теперь давайте перейдем к управленческим вопросам. Скажите, насколько важным является решение Президента о выборности ректоров национальных вузов?


Решение Президента Касым-Жомарта Токаева о назначении ректоров национальных вузов через выборы направлено на то, чтобы у нас все процессы были прозрачными, и была информационная и организационная открытость. Сейчас не зря говорят о политике слышащего государства, чтобы со всех сторон действия наших властей были открыты и понятны. Выборность руководителей национальных университетов - это один из элементов такого подхода. Если вы знаете, и раньше был конкурс на должность ректора национального вуза, но процедура была другой: рассматривались несколько кандидатур, проводились собеседования, оценивался опыт и т.д. Сегодня эти процессы проводятся так, что любой желающий и подходящий под требования может подать заявку и общество может наблюдать за процессом. Думаю, это хороший принцип, который привнесет положительные результаты в вопросе управления вузами.

 

При нынешних тенденциях открытости и развития конкурентной среды избрание ректоров национальных вузов по конкурсу - правильное решение. Нужно поддержать этот подход, поскольку конкуренция будет способствовать улучшению качества менеджмента в университетах.

 

Если посмотрите на мировую практику, то ректоры везде назначаются по-разному. Где очень сильные университетские традиции и попечительские советы, к примеру, как в США, там выборы ректоров идут через Советы и известную категорию выборщиков, которые определяются в самих университетах. Во Франции такая же система, но есть вузы как Сорбонна-Париж, где ректор назначается президентом страны. В ряде европейских стран ректоров также назначает правительство, например в Чехословакии - президент. В России ректоров двух вузов - Московский государственный университет и Петербургский государственный университет - назначает президент страны. В новом подходе назначения ректоров нет никаких проблем, просто есть разная практика. В свое время, наверное, когда было необходимо дать вузам особый статус, тогда нужно было поддержать их значимость разными способами, и одним из них было назначение ректоров президентом страны. При нынешних тенденциях открытости и развития конкурентной среды избрание ректоров национальных вузов по конкурсу - правильное решение. Нужно поддержать этот подход, поскольку конкуренция будет способствовать улучшению качества менеджмента в университетах. Ректоров государственных вузов уже избирают через открытый конкурс, они защищают свои планы перед экспертной комиссией. У нас будет примерно также, и неясностей по этому поводу нет. Хочу отметить, что ректоры национальных вузов являются достаточно конкурентоспособными, чтобы участвовать в открытом конкурсе и попытаться дальше работать в этом направлении.

 

О качестве образовательных программ


Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в июльской встрече с ректорами поручил всем вузам обновить образовательные программы до сентября 2019 года. Каких результатов достигли в этом направлении?

 

Мы обновили программы. Отдельно хотелось бы обратить внимание на 2 момента. Во-первых, в 2018 году были внесены серьезные изменения в закон об институциональной и академической свободе университетов. Это привело к тому, что мы в прошлом учебном году изменили разные нормативные документы, образовательные программы, их структуру, название, цели и многие другие пункты касательно программ. Во-вторых, очень серьезный вызов по разработке образовательных программ связан с подготовкой учителей, поскольку в школах с 2016 года внедрили обновленное содержание. Вслед за школами мы обновили наши программы. Конечно, где-то вуз должен действовать опережающе. Пока, к сожалению, получается так: как только школьная программа становится уже известной, мы сразу же ее включаем в образовательную программу по подготовке наших учителей. Помимо всего, мы реагируем на новые веяния: в первую очередь, это касается цифровизации. В 2018 году во все программы учителей включили дисциплину «Цифровые технологии в образовании», будущие учителя должны уметь применять новыми технологии в процессе обучения. Как видите, мы в течение прошлых двух лет обновляли образовательные программы, и надо сказать, что это непрерывный процесс.

 

 

Текущий 2019-2020 учебный объявили годом обновления образовательных программ. Снова. Первую итерацию мы сделали. Теперь будем обсуждать образовательные программы и приводить их в соответствие с реальными нашими видениями, требованиями работодателей, стейкхолдеров, запросов рынка, потому что хотим дальше совершенствовать свои программы и выйти на новый уровень в следующем году. У нас есть несколько задумок в этом направлении. Одно из них - мы хотим изучить образовательные программы нескольких университетов Финляндии и других стран и внести подходящие корректировки аспекты в наши программы. У нас уже была такая практика: мы делали новую образовательную программу по заданию МОН РК с участием британских университетов совместно со специалистами из Кембриджа, Сассекса.

 

Насколько быстро удается реагировать на изменения, чтобы вовремя обновлять образовательные программы?


Мы стараемся быстро реагировать. Другого варианта нет, особенно по поводу обновления программ в школах. Как только узнаем, что в школах ввели новые программы, начинаем по ним готовить будущих педагогов. В обновлении образовательной программы нет конкретной начальной точки, повторюсь, это не одномоментная работа, а непрерывный процесс.

 

Благодарим Такира Оспановича Балыкбаева за открытую беседу. О стратегии и ближайших планах КазНПУ читайте в продолжении интервью.

 

 

22.01.2020 г.

Источник: edu.org.kz

 




Вернуться назад