қазақша · русский · english
 
 
 

 

Relevance, novelty of research, non-repeatability of scientific subjects

 

Goals and objectives, all scientific activities of the PMNO (Pedagogy and Methodology of Primary Education) Department over 2018 are aimed at the implementation of the «Strategic development plan of the Kazakh national pedagogical university on 2018-2025».


In this regard, research work at the Department is carried out in the following key areas:
- individual research work, solved in the framework of master`s, master`s and doctoral theses. This direction is implemented in individual research of the faculty of the Department;
- scientific leadership of theses, master`s and doctoral theses. This direction is implemented through the organization of research work of students, undergraduates, doctoral students;
- the work of the Department on a general theme: «Psychological and pedagogical basis of training of teachers in accordance with the update of the content of secondary education of Kazakhstan»;
- work on the implementation of the scientific project «Modernization of professional training of the future teacher of primary education for work in a multilingual environment in Kazakhstan» (funding of the Ministry of Education and Science);
- work on attracting students, undergraduates and doctoral students to scientific research, implementation of scientific research on the subject of course and diploma works, participation of students, undergraduates and doctoral students in scientific conferences;
- communication with academic institutions of the Republic of Kazakhstan and similar universities of the CIS, near and far abroad. This direction is implemented by establishing links with other educational and research structures, exchange of experience and joint participation in various conferences, etc.


Innovativeness of scientific projects

As part of the general theme «Psychological and pedagogical basis of training of teachers in accordance with the update of the content of secondary education of Kazakhstan» the activities of teachers of the Department in 2018 were aimed at the creation of educational and methodical complexes (UMK) in the subjects of 3-4 grade of primary school-teaching Kazakh language, mathematics, music, the formation of elementary mathematical concepts in preschoolers and the development of speech for children 5-6 years, natural science. In teams composed of A. E. Zhumabayeva, G. I. Uaisova, G. T. Saduakas, A. S. Amirova, (UMK for 3-4 grade in the Kazakh language and literature), Amirov A. S. (the development of speech for a preschool grade), A. B. Akpaeva, L. A. Lebedevа, J. K. Atambaeva, E. V. Ryabovf (UMK 3-4 grade math, the formation of elementary mathematical concepts in preschool children), Makhanova A. K. (Music grade 3), A. Ryskulbekova, S. M. Kenesbayev (ICT and computer science), Stambekova A. S. (Natural science 5-6 years).


In 2018, a lot of work was done to participate in the project of testing the new content of education in 30 pilot schools of Kazakhstan. Constant work on development of scientific bases of methodical maintenance of this experiment is conducted. The Department achieved the greatest results in the publication of textbooks and manuals for schools. So, published around 100 different titles included in the teaching materials of 3-4 grade, pre-school preparation (zero grade), in the approval of new programs and the approval by Ministry of Education and Science. Published 5 textbooks for the University, including 2 textbooks in English. A number of teachers of the Department took part in national seminars to discuss the UMK and programs for 4,7,9 grades in all regions of Kazakhstan (Semey, Pavlodar, Astana, Karaganda, Petropavlovsk, Kokshetau, Kustanai, Taraz, Shymkent, Kyzylorda, Aktau, Atyrau, Uralsk).


12 people had scientific business trips across Kazakhstan and 5 abroad. There are 1 foreign publications in the journals of foreign countries and 5 in the near abroad. 8 publications in Committee for control in the field of education and science journals and 1 in other magazines of Kazakhstan. Abstracts of international conferences published 13 in the far and 11 in the near abroad, in Kazakhstan more than 20 reports are published.


23 undergraduates and 2 doctoral students successfully defended their theses. 13 2nd year undergraduates had academic training. As part of the academic mobility in the specialty 5B010200-PMNO in KazNPU 5 3rd year students of the Kazakh Department of Aktobe state University named after H. Dosmukhamedov were trained during one semester; group of master`s degree students of specialty 6M010200-PMNO in the amount of 14 people passed scientific training in the cities of Vilnius (Lithuania), and Warsaw (Poland); 5 students of the specialty 6D010200-PMNO had an internship from September 8 to September 28, 2018 at the University of Ankara (Turkey).


There are more than 20 certificates of advanced training, including the English language courses.


In the reporting year, significant scientific events were held with the involvement of a large number of participants from universities of Kazakhstan and abroad. This is, first of all, a decade of specialty PMNO, Eurasian forum (Sections 1 and 3). On October 4, 2018, the participants of the Ministry of Education and Science project made presentations at the international forum of the Eurasian Association of pedagogical universities about the «Problems of continuous pedagogical education: traditions and innovations», which revealed the issues of multilingualism, such as didactic and psychological aspects of the formation of a multilingual personality; work with text material as a basis for the formation of professional qualities of the future teacher of primary education; the formation of intercultural competence of future teachers of primary school in multilingual education.


Published 4 articles with impact factor, all of them are confirmed on Scopus.


Contacts with Nazarbayev University have been established through the training of trainers in the Republican scientific and practical center «Center of pedagogy proficiency» NIS. Also, participation in the preparation of programs of the updated content of the center of educational programs of Nazarbayev Intellectual Schools. Uaidullakyzy E. have participated in the X international scientific-practical conference by Nazarbayev Intellectual Schools - «New generation School, Nazarbayev University, 25-26 October, 2018».


More than 10 different events were held in cooperation with the universities of the near abroad. Online events with the participation of students of our and foreign universities took place that year.

 

The Department did the work on the organization of experience and staff exchange with foreign departments engaged in training and primary education. Long courses of lectures were given by Japanese and Turkish professors. In the reporting year, we had the courses of Professor from the University of Tamagawa (Japan) Moria Selji, invited to give lectures on the topic: «Formation of mathematical literacy of students of pedagogical specialties» for students, undergraduates and doctoral students of KazNPU Abay from September 11 to October 7, 2018.

Guest lectures: Mehmet Guven, Mustafa Yildiz - Dr., Professor, Gazi University (Turkey) in October 2018. They gave lectures for master students. Doctor of pedagogical Sciences, Professor of Moscow state pedagogical University I. Yu. Rodin, Zemlyanskaya E. N., Dmitriev Yu. A. (Moscow, Russia) gave lectures, held workshops and seminars for undergraduate, graduate and doctoral students on the issue of training for multilingual education.


Students of the 1st and 2nd year were attracted to the research work because early exposure to science provokes further interest to research work. We participated in competitions and academic olympiads for students with the participation of foreign universities. Among master students and winners of olympiads and competitions we have 8 team and over 20 individual certificates and diplomas.


5 events were held in cooperation with schools and colleges.


Undergraduates published 11 works, doctoral students- 42, including textbooks and manuals for the school.


The scientific project «Modernization of professional training of the future teacher of primary education to work in a multilingual environment in the Republic of Kazakhstan» (funding of Ministry of Education and Science) is being developed at the Department of PMNO. Head of the project is A. E. Zhumabayeva, participants of the project: A. S. Stambekova, S. A. Nurzhanova, A. A. Kdyrbaeva, A. S.Safargaliev, M.K. Tadjieva, G. Zh. Omarova, J. B. Khadzhayeva, N. T.Sartayeva. Today the problem of multilingual education in higher educational institutions of our country is urgent. Therefore, in the context of higher education it is necessary to organize the educational process in such a way that graduates have a sufficient level of multilingual competence for the subsequent continuous improvement of communicative competence in three languages. This requires special design of the learning process, which would contribute to the proficiency of three languages within the specialty.

Within the framework of the Ministry of Education and Science project, the main directions of modernization of professional training of the future teacher of primary education to work in a multilingual environment in Kazakhstan were identified. Namely:
1.Development of educational programs, job training plans, catalogs of elective disciplines, educational-methodical complex of disciplines of the specialty 5B010200 (6М010200; 6D010200) - Pedagogy and methodology of elementary education for multilingual groups.
2.Оpening of the multilingual groups in the specialty 5B010200 (6М010200; 6D010200) - Pedagogy and methodology of elementary education and implementation of multilingual education.
3.Сreating conditions for the implementation of academic mobility, scientific training, international cooperation, training for multilingual education.


Detailed contents of main directions are reflected in the educational-methodical manual «English language: theory and practice», 2018. - 168 pages.


Within the framework of the project the educational and methodical manual «Psychology» in English for undergraduates of specialty 6M010200-Pedagogy and methodology of primary education was developed. The aim of the discipline «Psychology» is the formation of scientifically based ideas about the system of psychological phenomena, psychological variables of behavior and conscious human activity in modern conditions.

 

Implementation of the results of research reports in the work of students, undergraduates and doctoral students.


In the 2018/2019 school year, 55 students, 33 master`s degree students and 13 doctoral students were enrolled. For them special courses, classes science club «Multilingualism is a matter of time» in the framework of the Ministry of Education and Science project were developed and taught. The themes of master`s and doctoral theses on multilingual education, as well as the main theme of the Department are approved. On the topic of multilingualism given the theme of master`s and doctoral theses related to the project: master`s-3; doctoral-2.


In the educational program to the 2018/19 academic year of undergraduate, graduate, specialty 5B010200(6М010200) - Pedagogics and methodology of primary education - introduced the disciplines: «Theory and methods of teaching elementary school in the conditions of multilingualism» for students, «Multilingualism: theory and practice» for undergraduates.

 

Research work of the department

 

Scientific-cognitive club «Reflection»

 

665
 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler

қазақша · русский · english
 
 
 

 

Актуальность, новизна, неповторяемость тематик научно-исследовательской работы кафедры

 

Цели и задачи, вся научная деятельность кафедры ПМНО за 2018год направлены на реализацию «Стратегического плана развития КазНПУ на 2018-2025 г.г.».


В связи с этим научно-исследовательская работа на кафедре осуществляется по следующим ключевым направлениям:
- индивидуальная научно-исследовательская работа, решаемая в рамках магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Это направление реализуется в индивидуальных научных исследованиях профессорско-преподавательского состава кафедры;
- научное руководство дипломными работами, магистерскими и докторскими диссертациями. Данное направление реализуется путем организации научно-исследовательской работы студентов, магистрантов, докторантов;
- работа общекафедральной теме: «Психолого-педагогические основы подготовки педагогических кадров в соответствии с обновлением содержания среднего образования РК»;
- работа по выполнению научного проекта "Модернизация профессиональной подготовки будущего педагога начального образования к работе в условиях полиязычной среды в РК" (финансирование МОН РК);
- работа по привлечению студентов, магистрантов и докторантов к научным исследованиям, реализация научных исследовательских работ по тематике курсовых и дипломных работ, участие студентов, магистрантов и докторантов в научных конференциях;
- связь с академическими учреждениями РК и аналогичными университетами стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Данное направление реализуется путем установления связей с другими учебно-исследовательскими структурами, обмена опытом и в совместным участием в различных конференциях и т.д.


Инновационность научных проектов
В рамках общекафедральной темы «Психолого-педагогические основы подготовки педагогических кадров в соответствии с обновлением содержания среднего образования РК» деятельность преподавателей кафедры в 2018 году была направлена на создание учебно-методических комплексов (УМК) по предметам 3-4 класса начальной школы - обучение казахскому языку, математике, музыке, по формированию элементарных математических представлений у дошкольников и развитию речи для детей 5-6 лет, естествознанию. В авторские коллективы входят А.Е.Жумабаева, Г.И.Уайсова, Г.Т.Садуакас, А.С.Амирова, (УМК для 3-4 класса по казахскому языку и литературе), А.С. Амирова (по развитию речи для предшкольного класса), А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева, Астамбаева Ж.К., Рябова Е.В. (УМК для 3-4 класса по математике, формированию элементарных математических представлений у дошкольников), Маханова А.К. (Музыка 3 класс), А.Рыскулбекова, С.М.Кенесбаев (по ИКТ и Информатике 3-4, 8-9 кл.), А.С. Стамбекова (Естествознание 5-6лет).


В 2018 г. проведена большая работа по участию в проекте апробации нового содержания образования в 30 пилотных школах РК. Ведется постоянная работа по разработке научных основ методического обеспечения данного эксперимента. Наибольших результатов достигла кафедра в издании учебников и учебных пособий для школ. Так, издано около 100 различных наименований, вошедших в УМК 3-4 класса, предшкольную подготовку (нулевой класс), в рамках апробации новых программ, а также утвержденные МОН РК. Издано 5 учебных пособий для вуза, из них 2 учебных пособия на английском языке. Ряд преподавателей кафедры приняли участие в республиканских семинарах по обсуждению УМК и программ для 4,7,9 классов во всех регионах РК (Семей, Павлодар, Астана, Караганды, Петропавловск, Кокшетау, Кустанай, Тараз, Шымкент, Кызылорда, Актау, Атырау, Уральск).


12 человек побывали в научных командировках по Казахстану и 5 зарубежом. Имеется 6 зарубежных публикации в журналах дальнего зарубежья-1 и 5 в ближнего. 8 публикаций в журналах ККСОН РК и 1 в прочих журналах РК. Тезисов международных конференций издано 13 в дальнем и 11 в ближнем, в РК опубликовано более 20 докладов.


23 магистранта и 2 докторанта защитили успешно диссертации. 13 магистрантов 2 курса прошли научную стажировку. В рамках академической мобильности по специальности 5В010200-ПМНО в КазНПУ проходят обучение 5 студентов 3 курса казахского отделения из Актюбинского государственного университета им. Х.Досмухамедова в течение одного семестра; группа магистрантов специальности 6М010200-ПМНО в количестве 14 человек прошли научную стажировку в городах Вильнюс (Литва), и Варшава (Польша); 5 докторантов специальности 6D010200-ПМНО прошли научную стажировку с 08 по 28 сентября 2018 в Университете Анкары (Турция).


Имеется более 20 сертификатов повышения квалификации, в том числе по изучению английского языка.


В отчетном году проведены значимые научные мероприятия с привлечением большого количества участников из вузов РК и ближнего зарубежья. Это, в первую очередь декада специальности ПМНО, Евразийский форум (Секции 1 и 3). 4 октября 2018 года участники проекта МОН РК выступили с докладами на Международном форуме Евразийской ассоциации педагогических университетов «Проблемы непрерывного педагогического образования: традиции и инновации", где раскрыли вопросы полиязычия, такие как дидактические и психологические аспекты формирования полиязычной личности; работа с текстовым материалом как основа формирования профессиональных качеств будущего педагога начального образования; формирование межкультурной компетенции будущих педагогов начальной школы в условиях полиязычного образования.


Изданы 4 статьи с импакт-фактором, все по базе Скопус подтверждены.


Контакты с Назарбаев Университетом установлены благодаря прохождению курсов подготовки тренеров в РНПЦ "Центр педмастерства" ОА НИШ. Также благодаря участию в составлении программ обновленного содержания Центра образовательных программ Назарбаев Интеллектуальных школ. Уайдуллақызы Э. - приняла участие в Х международной научно-практической конференции АОО Назарбаев Интеллектуальные школы «Школа нового поколения, Назарбаев университет, 25-26 октябрь, 2018.


Проведено более 10 различных мероприятий в сотрудничестве с вузами ближнего зарубежья. Проведены он-лайн мероприятия с участием студентов нашего и зарубежных вузов.

 

Продолжена работа по организации обмена опытом и преподавателями с зарубежными кафедрами, осуществляющими подготовку специалистов и начального образования. Длительные курсы лекции были прочитаны японским и турецкими профессорами. В отчетном году проведены курсы профессора из Университета Тамагавы (Япония) Мория Сейджи, приглашенного для чтения лекций по теме: «Формирование математической грамотности студентов педагогических специальностей» для студентов, магистрантов и докторантов КазНПУ им. Абая с 11.09.2018 по 07.10. 2018 года.

 

С гостевыми лекциями выступили: Mehmet Guven, Мустафа Йылдыз - доктора, профессора Гази университета (Турция) в октябре 2018г. читали лекции для магистрантов; доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического университета Родин Ю.И., Землянская Е.Н., Дмитриев Ю.А. (г. Москва, Россия) читали лекции, проводили мастер-классы и семинары для студентов бакалавриата, магистрантов и докторантов по проблеме подготовки специалистов для полиязычного обучения.

 

Были привлечены к научно-исследовательской работе студенты младших курсов (1-2 курсы), т.к. раннее приобщение к науке вызывает интерес к исследовательской работе. Это конкурсы и олимпиады студентов с зарубежными вузами. Среди магистрантов и победителей олимпиад и конкурсов 8 командных и более 20 индивидуальных дипломов и грамот.

 

Проведено 5 мероприятий в сотрудничестве со школами и колледжами.


Магистранты опубликовали 11 работ, докторанты-42, в том числе учебники и учебные пособия для школы.


На кафедре ПМНО разрабатывается научный проект «Модернизация профессиональной подготовки будущего педагога начального образования к работе в условиях полиязычной среды в РК»  (финансирование МОН РК). Рук.проекта А.Е.Жумабаева, участники: А.С.Стамбекова, С.А. Нуржанова, А.А. Кдырбаева, А.Ы.Сафаргалиева, М.К.Таджиева, Г.Ж.Омарова, Ж.Б.Хаджаева, Н.Т.Сартаева. На сегодняшний день проблема полиязычного образования в высших учебных заведениях нашей страны является актуальной. Следовательно, в условиях высшего образования необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы выпускники имели достаточный уровень полиязычной компетенции для последующего непрерывного повышения коммуникативной компетенции на трех языках. Это требует специального проектирования процесса обучения, которое способствовало бы овладению тремя языками в рамках специальности.


В рамках проекта МОН РК были выделены основные направления модернизации профессиональной подготовки будущего педагога начального образования к работе в условиях полиязычной среды в РК. А именно:

1.Разработка образовательных программ, рабочих учебных планов, каталогов элективных дисциплин, учебно-методический комплекс дисциплин по специальности 5В010200(6М010200;6D010200) - Педагогика и методика начального обучения для полиязычных групп.
2.Открытие полиязычных групп по специальности 5В010200 (6М010200; 6D010200) - Педагогика и методика начального обучения и реализация полиязычного образования.
3.Создание условий для реализации академической мобильности, научной стажировки, международного сотрудничества, подготовки специалистов для полиязычного обучения.


Развернутое содержание основных направлений отражены в учебно-методическом пособии «Полиязычие: теория и практика» (Көптілділік: теория және практика) Оқу-әдістемелік құрал/- Алматы: ТОО «Полиграфия - сервис и К0» , 2018. - 168 бет.


В рамках проекта разработано учебно-методическое пособие «Psychology» на английском языке для магистрантов специальности 6M010200-Педагогика и методика начального обучения. Целью дисциплины «Psychology» является формирование научно-обоснованных представлений о системе психологических явлений, психологических переменных поведения и сознательной деятельности человека в современных условиях.

 

4 октября 2018 года был проведен международный форум Евразийской ассоциации педагогических университетов «Проблемы непрерывного образования: традиции и инновации». Жумабаева А.Е.-д.п.н., проф. и Умирбекова А.-PhD были модераторами 1 - секции «Заманауи үздіксіз педагогикалық білім берудегі дәстүрлер мен инновациялар». Основным спикером в 3 секции «Заманауи мұғалімінің кәсіби өсу жүйесінде үздіксіз педагогикалық білім берудің рөлі» была Амирова Амина Слямханқызы- д.п.н., профессор, Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті (Қазақстан) «Үздіксіз білім беру - болашақ мамандарды сапалы даярлаудың кепілі». Преподаватели кафедеры выступили с докладами и приняли участие в обсуждении докладов зарубежных гостей.


Успешно прошли запланированные мероприятия в Декаде специальности ПМНО, посвященной 35 -летию специальности и 90- летию КазНПУ им.Абая. 26 апреля 2018 года проводился «Форум выпускников ПМНО» в рамках декады «Специальности «Педагогика и методика начального обучения» - 35 лет». Цель Форума - убедить студентов в престиже выбранной профессии; воспитать интерес и чувство гордости за свою специальность; развить профессиональные умения будущего педагога.


Внедрение результатов отчетов НИР в работы студентов, магистрантов и докторантов
В 2018/2019 учебном году обучаются 55 студентов, 33 магистранта и 13 докторантов. Для них разработаны и читаются специальные курсы, проводятся занятия научного клуба «Полиязычие - веление времени» в рамках проекта МОН РК. Утверждены темы магистерских и докторских диссертаций, посвященных полиязычному образованию, а также основной теме кафедры. На тему полиязычия даны темы магистерских и докторских диссертаций, связанных с проектом: по магистратуре - 3; по докторантуре - 2.


В образовательную программу 2018/19 учебного года бакалавриата, магистратуры по специальности 5В010200(6М010200) - Педагогика и методика начального обучения - введены дисциплины: «Теория и методика обучения предметам начальной школы в условиях полиязычия» для студентов, «Полиязычие: теория и практика» для магистрантов.


На конкурс НИРС 2018 года по разделу «5В010200 - Педагогика и методика начального обучения» поступила 31 работа студентов от 15 вузов. Студенты и магистранты нашей кафедры заняли несколько призовых мест. Среди них:

Диплом Министерства 1 степени
1.Название работы: «Әдебиеттік оқу» пәні бойынша жаңартылған білім мазмұнын жүзеге асыру жолдары
ФИО: Кеңес Гүлжанат Байқадамқызы
ФИО научного руководителя: Ақжолова А.Т. - к.ф.н, ассоц.профессор
Диплом Министерства 2 степени
2.Название работы: Бастауыш сыныптарда «Көркем еңбек» пәнін оқыту ерекшеліктері
ФИО: Абилашова Жанат Хожагалиқызы
ФИО научного руководителя: Абдыкадыров А.О. - старший преподаватель
Диплом Министерства 3 степени
5.Название работы: Бастауыш сынып математика сабақтарында модель түрлерін қолдану
ФИО: Манап Мақпал Ермекқызы
ФИО научного руководителя: Астамбаева Ж.Қ. - старший преподаватель
Члены комиссии: д.п.н., профессор Жумабаева А.Е. к.п.н., доцент Акпаева А.Б. , к.п.н, старший преподаватель Сәдуақас Г.Т., старший преподаватель Абдыкадыров А.О.
На конкурс НИРМ 2018 года по разделу «5В010200 - Педагогика и методика начального обучения» поступило 5 работ магистрантов от 1 вуза.
Диплом Министерства I степени
1.Название работы: Бастауыш сынып оқушыларының тілдік сауаттылығын тыңдалым сөйлеу әрекеті арқылы қалыптастыру («Қазақ тілі» пәні бойынша)
ФИО: Жұмабай Баян Асетқызы
ФИО научного руководителя: Жумабаева А.Е. - д.п.н., профессор
Диплом Министерства II степени
2.Название работы: Бастауыш сынып оқушыларының сыныптан тыс оқу арқылы танымдық қызығушылығын қалыптастыру
ФИО: Бейсенбай Назерке Айбекқызы
ФИО научного руководителя: Садуақас Г.Т. - к.п.н., ассоц.профессор
Диплом Министерства II степени
3.Название работы: Развитие мотивации научно-исследовательской деятельности будущего учителя начальных классов
ФИО: Иванова Ксения Владимировна
ФИО научного руководителя: Акпаева А.Б.-к.п.н., доцент
Диплом Министерства III степени
4.Название работы: «Мәтінмен жұмыс негізінде бастауыш сынып оқушыларының тілдік дағдыларын қалыптастыру»
ФИО: Сыдық Ботагөз Тоқтасынқызы
ФИО научного руководителя: Уайсова Г.И. -к.п.н., профессор
Диплом Министерства III степени
5.Название работы: «Өлкетану материалы негізінде бастауыш сынып оқушыларының ұлттық құндылығын қалыптастыру»
ФИО: Измуханова Жазира Ерболатқызы
ФИО научного руководителя: Амирова А.С.-д.п.н., профессор


Научно-исследовательская работа кафедры

1108
 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler