қазақша · русский · english
 
 
 
 Zhaksybayev Murat Bodenovich
Head of the Chair
Candidate of Biological sciences, Associate Professor
Kazybek Bi str.,30
 8-777-756-90-81
zh.murat_1966@mail.ru

 

The focus of the department: the preparation of undergraduate students 5В011300 - Biology; 5В060700 - Biology; Masters 6M011300-Biology; 6M060700-Biology and doctoral students 6D011300-Biology, 6D060700 - Biology.


The department has specialized educational laboratories of plant morphology and taxonomy, invertebrate zoology, vertebrate zoology, human and animal physiology, plant biochemistry and physiology, as well as genetics.


The department operates a scientific seminar «Actual problems of biological science», methodical section, student scientific circle «Biology» in the following areas: botany, zoology, human and animal physiology, biochemistry, plant physiology and genetics.


The history of the development of biology in the universities of our Republic begins with the foundation in 1928. the first higher education institution - the Kazakh State Pedagogical Institute. Abay, where one of the first departments were organized Botany and Zoology.


The first organizer and head of the department of botany was Professor P. Bardakov.


On the eastern outskirts of Almaty, the department received a land plot, where assistant P.P. Bardakova, teacher Berezin L.P. organized agrobiological station for experimental work of students. Agrobiological station gradually expanded, overgrown with educational buildings, outbuildings and greenhouses. Thanks to the efforts of the scientist - gardener V.P. Zheludkova here was a large garden, planted a large number of berry crops and ornamental plants.


For many years the department was headed by Ph.D., associate professor Musakulov Talip Musakulovich - the author of the first textbook on botany in the Kazakh language, the Explanatory Biological Dictionary in 6 volumes and a number of valuable textbooks. At the same time, a group of talented young men and women were born. which organically joined the department and for many years was its foundation.


In the period 1985 to 1996. the department was headed by doctor of biological sciences, prof. Ageleuov Esenbay Ageleuovich - one of the prominent Kazakh florists and geobotanists, the author of numerous publications on various aspects of science, the first in the Republic to carry out a detailed analysis of the species composition of the floodplain of the Ural River.


From 1996 to 2018 The department was headed by Ph.D., Professor Imankulova Sofia Kopesbaevna, who is the main author of 10 textbooks and teaching aids on the specialty «Biology», among them the textbook «Botany» in English. She has published over 90 scientific articles including in the journals Scopus, Web of Science and Thomson Reuters and one copyright certificate.


In the period from 2001 to 2018 there was a reorganization of the departments of biological direction, as a result of which the departments of genetics, zoology, biochemistry and plant physiology were joined to the department of botany. These departments were headed by prominent scientists- teachers Mukhambetzhanov Kopzhasar Kogashevich, Demeuov Zhamalkhan Demeuovich, Zhatkanbaev Zhumakhan Zhatkanbaevich, Imankulova Sofya Kopesbaevna.


The history of the development and formation of the department of biology teaching methods is closely related to the department of botany. For a long time, the teaching methods took place in the departments of botany, chemistry, and geography.


In 1969, the methodology of teaching biology separated as a separate department. It was headed by honored botanist - teacher, scientist, associate professor T.M. Musakulov. The first teachers of the department were AKKargulin, S.ZH.Zhumabaev, MGSagitova, Sh.I. Izbasarov, S.N.Obayev, S.O.Orynbekov, K.I. Imankulova.


In 1978-1979 the department was headed by Associate Professor Sh.I. Izbasar. Under his leadership, for the first time, general requirements were developed for pedagogical practices of 4th and 5th year students in schools.
In 1980-1981, the duties of the head of the department was temporarily performed by associate professor K.I. Imankulova.
In 1981, the department was again merged with the department of botany. In 1982-1985, Professor Zh.Zh.Zhatkanbayev, 1985-1991, Professor Ye.A. Ageleuov.


Since January 1991, a new department was established for teaching natural sciences.


Great merit in the discovery, its formation belongs to the first head of the department, associate professor AK Rakhymbekova. Since this person has managed to unite the methodological disciplines read by different departments. These are such as:
- methods of teaching biology;
- methods of teaching geography;
- methods of teaching chemistry;
- methods of teaching natural history;
- methods of teaching natural disciplines;
- technical training facilities;
- pedagogical and industrial practice.


From 1993 to 2001 he headed the department B.A.Mansurov. At this time, the scientific potential of the department rose to a higher level and the scientific and technical base began to strengthen.


From the 2004-2005 academic year, after the university received the status of national, the methodological disciplines formerly disbanded into different departments were re-incorporated into the Department of Chemistry, which became known as the Department of Chemistry and Methods of Teaching Natural Sciences. During this period, the department was headed by a professor, Ph.D. Shokybayev Zh.A.


From 2007 to 2018, the department was called «Technology of teaching natural disciplines». The head was Professor B.A. Mansurov.


In 1968, the Department of «Anatomy, Physiology, Zoology and Life Safety» was formed in KazPI them. Abay and then bore the name «Human and Animal Physiology».


Organizational skills played a major role in the development of the department.


Heads: associate professors Bakhtiozina B.Kh., Aliakbarova Z.M., professors Tolenbekova I.M., Demeuova D.Zh., Rymzhanova K.S., Kanaeva A.T. Thanks to their leadership, a highly qualified team was created that meets the requirements of higher education.


From 2009 to 2018, the department was headed by MD, Professor Sh.A. Balgimbekov.


Since September 2018, the departments «Botany and General Biology», «Anatomy, Physiology, Zoology and Life Safety» and «Science Education Technology» have been reorganized together with the new name «Biology».


Currently, the department is headed by Ph.D., Associate Professor Zhaksybaev Murat Bodenovich.


Currently, the department employs 44 teachers of them doctors of science -3, candidates of sciences-20, of which professors of the MES RK-2, professors of KazNPU named after Abay-8, professor of the Russian Academy of Sciences (Russian Academy of Sciences) -1, associate professor of KazNPU Abay - 1, associate professors - 6, PhD Doctors-2, PhD, senior lecturer - 4, masters, senior teacher - 8, senior teacher-5, master teachers - 7. The total number of faculty with an academic degree and positions is 68.4%.

 

 

740
 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler

қазақша · русский · english
 
 
 
 Жаксыбаев Мурат Боденович
Заведующий кафедрой
Кандидат биологических наук, Ассоциированный профессор
ул.Казыбек би, 30
 8-777-756-90-81
zh.murat_1966@mail.ru

 

Направленность деятельности кафедры: подготовка студентов бакалавриата «5В011300 - Биология»; «5В060700 - Биология»; магистров «6М011300 - Биология»; «6М060700 - Биология» и докторантов «6D011300 - Биология», «6D060700 - Биология».

 

На кафедре имеются специализированные учебные лаборатории морфологии и систематики растений, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, физиологии человека и животных, биохимии и физиологии растений, а также генетики.

 

Функционирует научный семинар «Актуальные проблемы биологической науки», методическая секция, студенческий научный кружок «Биология» по направлениям: ботаника, зоология, физиология человека и животных, биохимия, физиология растений и генетика.

 

История развития преподавания предмета «Биология» в вузах нашей республики начинается с основания в 1928 г. первого высшего учебного заведения - Казахского государственного педагогического института им. Абая, где одними из первых были организованы кафедры ботаники и зоологии.

 

Первым организатором и руководителем кафедры «Ботаника» стал профессор Бардаков П.П. На восточной окраине г. Алма-Аты кафедра получила земельный участок, где помощник П.П. Бардакова, преподаватель Березин Л.П. организовал агробиологическую станцию для экспериментальных работ студентов. Агробиостанция постепенно расширялась, обрастала учебными зданиями, хозяйственными постройками и оранжереями. Благодаря усилиям ученого-садовода В.П. Желудкова здесь был разбит большой сад, высажено большое количество ягодных культур и декоративных растений.

 

Долгие годы кафедрой руководил к.п.н., доцент Мусакулов Талип Мусакулович - автор первого учебника по ботанике на казахском языке, Толкового биологического словаря в 6-ти томах и ряда ценных учебных пособий. Тогда же на кафедру пришла группа талантливой молодежи - Паршин Николай, Григорьева Елена, Рахимбекова Альфия, Доненбаева Куляш, Агитова Кулшат, Избасаров Шаймерден, Обаев Сакен, Орынбеков Саин, позднее - Ибраева Гуль, Джакупова Нуржамал, которые органически влились в состав кафедры и долгие годы являлись ее основой.

 

В период с 1985 по 1996 гг. заведующим кафедрой был д.б.н., проф. Агелеуов Есенбай Агелеуович - один из видных казахстанских флористов и геоботаников, автор множества публикаций по различным аспектам науки, впервые в республике осуществивший подробный анализ видового состава поймы реки Урал.

 

С 1996 по 2018 гг. кафедру возглавляла к.б.н., профессор Иманкулова Софья Копесбаевна, которая является основным автором 10 учебников и учебно-методических пособий по специальности «Биология», среди них учебник «Botany» на английском языке. Ею опубликовано более 90 научных статей, в том числе в журналах Scopus, WebofScienceи ThomsonReuters, имеет 1 авторское свидетельство.

 

В период с 2001 по 2018 гг. Происходил ряд реорганизаций кафедр биологического направления, в результате чего к кафедре «Ботаника» были присоединены кафедры «Генетика», «Зоология», «Биохимия и физиология растений». Руководили этими кафедрами видные ученые-педагоги Мухамбетжанов Копжасар Когашевич, Демеуов Жамалхан Демеуович, Жатканбаев Жумахан Жатканбаевич, Иманкулова Софья Копесбаевна.

 

История развития и формирования кафедры «Методика обучения биологии» тесно связана с кафедрой «Ботаника». Долгое время у студентов кафедры «Методика обучения биологии» занятия проходили на кафедрах «Ботаника», «Химия», «География».

 

В1969 г. кафедра «Методика обучения биологии» отделилась и стала самостоятельной кафедрой. Возглавил её Заслуженный ботаник, педагог, ученый, доцент Мусакулов Т.М. Первыми преподавателями кафедры были Каргулин А.К., Жумабаев С.Ж., Сагитова М.Г., Избасаров Ш.И., Обаев С.Н., Орынбеков С.О., Иманкулова К.И.

 

В 1978-1979 гг. кафедрой руководил доцент Избасаров Ш.И. Под его руководством впервые были разработаны общие требования для проведения педагогических практик студентов 4 и 5 курсов в школах. В 1980-1981 гг. обязанности заведующего кафедрой временно исполняла доцент Иманкулова К.И.

 

В1981 г. кафедра была вновь объединена с кафедрой «Ботаника». Руководил кафедрой в 1982-1985 гг. профессор Жатканбаев Ж.Ж., с 1985 по 1991 гг. - профессор АгелеуовЕ.А.

 

С января 1991 года была образована новая кафедра - «Методика обучения естественным дисциплинам». Большая заслуга в её открытии и становлении принадлежит первому руководителю кафедры, доценту Рахымбековой А.К. Она сумела объединить методические дисциплины, читаемые на разных кафедрах, такие как:

- методика обучения биологии;

- методика обучения географии;

- методика обучения химии;

- методика обучения природоведению;

- методика обучения естественным дисциплинам;

- технические средства обучения;

- педагогическая и производственная практика.

 

С 1993 по 2001 гг. кафедрой руководил Мансуров Б.А. В это время научный потенциал кафедры поднялся на высшую ступень, и научно-техническая база начала укрепляться.

 

В2004-2005 уч./г., после того, как университет получил статус национального, расформированные прежде по разным кафедрам методические дисциплины были вновь объединены в составе кафедры «Химия», которая стала называться кафедра «Химия и методика обучения естественным дисциплинам». В этот период кафедрой заведовал профессор, д.п.н. Шокыбаев Ж.А.

 

С 2007 по 2018 г. кафедраназывалась «Технология обучения естественным дисциплинам». Заведующим кафедрой был профессор Мансуров Б.А.

 

Кафедра «Анатомия, физиология, зоология и безопасность жизнедеятельности» была сформирована в КазПИ им. Абаяв 1968 г. и носила тогда название «Физиология человека и животных».

 

В становлении кафедры большую роль сыграли организаторские способности заведующих: доцентов Бахтиозиной Б.Х., Алиакбаровой З.М., профессоров Толенбекова И.М., Демеуова Д.Ж., Рымжанова К.С., Канаева А.Т. Благодаря их руководству был создан высококвалифицированный коллектив, отвечающий требованиям высшей школы. С 2009 по 2018 заведующим кафедрой был д.м.н., профессор Балгимбеков Ш.А.

 

С сентября 2018 г. кафедры «Ботаника и общая биология», «Анатомия, физиология, зоология и безопасность жизнедеятельности» и «Технология естественнонаучного образования» реорганизованы и объединены в кафедру под названием «Биология». Заведует кафедрой к.б.н., ассоцированный профессор Жаксыбаев Мурат Боденович.

 

В настоящее время на кафедре работают 44 преподавателя, из них докторов наук -3, кандидатов наук - 20, в числе профессора МОН РК - 2, профессора КазНПУ им.Абая - 8, профессор РАН ( Российской академии наук) - 1, ассоцированных профессоров КазНПУ им. Абая - 1, доцентов - 6, PhDдокторов - 2, к.б.н., ст. преп. - 4, магистров, ст.преп. - 8, ст. преп. - 5, магистр преп. - 7. Общее число ППСс академической степенью и соответствующей должностью - 68,4%.

 

 

3881
 
 
 
 
Besucherzahler
 
Besucherzahler